РБК - Ряд кондитерских фабрик Новосибирска может приостановить производство шоколада

22 Апреля 2015

С прошлого года спрос на шоколад в Новосибирске упал на 30%. Временно отказаться от выпуска шоколада некоторые региональные производители намереваются в случае обострения нестабильной ситуации в экономике. Кризис и валютная «лихорадка» повлияли на шоколадную отрасль - подорожание ингредиентов, большая часть из которых импортного производства, а также последовавшие за этим спад объемов продаж и потребительского спроса, привели к тому, что ряд участников регионального рынка был вынуждены временно приостановить производство. 

«У нас была приостановка в декабре, январе и марте, это было сделано по причине того, что мы попали в общую кризисную ситуацию - отсутствие сырья и безумная стоимость того, что есть», - рассказала РБК.Новосибирск директор по продажам предприятия «Шоколадное дерево» Нина Санникова. Но если в начале года на рынке ощущалась легкая «паника», то сейчас по сообщению представителей компании ситуация стабилизировалась - наблюдается стагнация. 

В то же время, как подсчитали представители бизнеса, с прошлого года потребление шоколада в Новосибирске упало на 30%. «Основная причина этого – уменьшение доходов потребителей, которые принялись экономить на продуктах, не попадающих в категорию первой необходимости. К ним относятся и шоколадные изделия», - считает заместитель гендиректора компании «Шоколадная страна» Владимир Шаповалов. 

Собеседник также не исключает, что некоторые предприятия в случае обострения нестабильной ситуации в экономике могут приостановить свою деятельность в регионе, чтобы не работать в убыток. Между тем, учитывая текущее положение дел в отрасли, эксперты не прогнозируют дальнейшее падание спроса на шоколадные изделия в течение года. Летом традиционно отметится спад, однако ближе к осени объемы потребления восстановятся, надеются участники рынка. 

«Так будет, если не произойдет ухудшения в экономике. В противном же случае, многим попросту придется приостановить свою деятельность, чтобы не работать себе в убыток», - считает Нина Санникова. 

Себестоимость производства обычной плитки молочного шоколада (содержание какао-продуктов не менее 30%, сахара — 45%, молочных продуктов — 12%) в России за год, по данным аналитиков Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), в среднем выросла на 50%. В то же время Новосибирские производители отмечают, что эта цифра может достигать и 100%. 

Чтобы справиться с кризисом в отрасли, некоторые новосибирские производители шоколада начали искать способы удешевить себестоимость продукции, в том числе за счет изменений в технологических процессах и составе сырья. С целью не допустить падения спроса, ряд производителей демпингует за счет перехода на более дешевое сырье, рассказал РБК.Новосибирск исполнительный директор ассоциации кондитеров России Вячеслав Лашманкин. 

Такая ситуация, считает эксперт, может привести к тому, что настоящий, качественный шоколад окажется в дефиците, а приобрести его смогут не все потребители. По данным исследования холдинга «Ромир», в среднем для домашнего потребления шоколадные плитки новосибирцы покупают раз в месяц, шоколадные батончики – раз в 1,5 месяца, а шоколадные конфеты в коробках – 3 раза в год. 

При этом за один раз в среднем приобретается 2 шоколадные плитки по средней цене в 39 рублей за штуку, 2 шоколадных батончика по цене 25 рублей и 1-2 коробки шоколадных конфет по средней цене 148 рублей. При этом на отечественном шоколадном рынке активно развиваются частные марки торговых сетей. 

«Если в целом за 2008 год шоколадные плитки, изготовленные под маркой розничных сетей, приобретали 6% покупателей, то в 2014 году доля таких потребителей выросла уже до 27%. Причем рост проникновения частных торговых марок в категории шоколадных кондитерских изделий на протяжении всего периода наблюдений был постоянным и стабильным», - сообщили РБК.Новосибирск в холдинге "Ромир". 

Эксперты полагают, что в текущем году небольшие компании получат новый стимул для развития благодаря общему потребительскому тренду на оптимизацию и экономию. Средняя цена за одну шоколадную плитку такой "ччастной марки" в 2014 году составила 28 рублей, что на 30% ниже средней рыночной цены шоколадной плитки. 

В сегменте шоколадных плиток, по данным "Ромир", на долю трех ведущих участников российского рынка приходится 67% объема продаж шоколадных плиток в натуральном выражении. Первые три места занимают Mondelez International – занимает 31% рынка, Nestle SA - 18% и холдинг «Объединенные кондитеры» – 18%. В Новосибирске, по данным компании «2ГИС» производством шоколада занимаются 5 компаний – «Новосибирская шоколадная фабрика» (входит в состав холдинга «Объединенные кондитеры»), «Конфаэль», «Шоколадное дерево», «Шоколадный мир» и «Шоколадная страна». 

Баланс игроков регионального рынка в этом году может изменить запуск производства «Мондэлис Русь». Предприятие в настоящий момент возводит на территории ПЛП собственную фабрику. Ввод в эксплуатацию намечен на 2015 год. "Этот завод займет 36,9 га, а его мощность составит 50 тысяч тонн продукции в год", - рассказал РБК.Новосибирск координатор по внешним коммуникациям компании Андрей Самодин. 

Впрочем, по мнению заместителя гендиректора компании «Шоколадная страна» Владимира Шаповалова, появление в регионе крупного производителя существенно не скажется на общем спросе и потреблении. Представитель отрасли считает, что большая часть продукции завода пойдет на экспорт в дальневосточные регионы, а также страны Азии.

Лолита Белова


Поделиться в соцсетях: