РБК - Шоколад помогает бороться с экономической тревогой

19 Августа 2013

В июле 2013г. индекс "Кофе с Молоком" (КсМ) снизился на 3,7% по сравнению с июнем и составил 626 пунктов, сообщает Ромир. Таким образом, показатель вернулся к значениям июля 2011г. А по сравнению с июлем 2012 индекс снизился на 7,2%. 

Базой для расчета индекса КсМ является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме он-лайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 тыс. участников скан-панели в 32 городах России с населением от 100 тыс. жителей. 

Снижение индекса в июле 2013г. по сравнению с июлем 2012г. произошло в результате снижения объемов натурального потребления всех продуктов, входящих в индекс, кроме шоколада. Особенно сильно - на 24% - сократилось потребление бутилированной воды. В этом можно "винить" прохладный июль, средняя дневная температура которого оказалась на несколько градусов ниже "климатической нормы". Особенно "прохладным" нынешний июль выглядит по сравнению с довольно жарким июлем прошлого года. Правда, снижение объемов потребления воды отчасти компенсировалось повышением средней реальной цены ее приобретения. За год она выросла на 16%. Но общий итог по воде - минус 12% в стоимостном выражении. 

Покупки кофе сократились на 11% в натуральном выражении по сравнению с июлем прошлого года. Это произошло на фоне продолжающего снижения средней реальной цены приобретения этого продукта. По сравнению с прошлым годом она снизилась на 7,5%. Здесь можно отметить, что с самого начала 2013г. отмечается устойчивое снижение средней реальной цены приобретения кофе российскими потребителями. Итого по кофе - минус 18% в стоимостном выражении. 

Потребление молока за год снизилось на 8,5%. Но средняя реальная цена его приобретения за год выросла на 7%. Общий итог по молоку - минус 2% в стоимостном выражении. 

Снижение индекса было бы еще более сильным, если бы не хорошие показатели по шоколаду. Потребление этого продукта за год выросло на 9% при снижении цен в среднем на 4%. Общий итог по шоколаду - плюс 4,5% в стоимостном выражении. 

За год немного снизилась доля супермаркетов в продажах всех товаров, входящих в индекс. И немного выросла доля дискаунтеров и магазинов, торгующих через прилавок. Впрочем, все изменения в пределах 2-3 процентных пунктов. 

По сравнению с июлем прошлого года граждане с доходами ниже средних стали покупать на 35% меньше бутилированной воды, на 20% меньше шоколада, на 10% меньше кофе и на 4% меньше молока. Горожане среднего достатка на 20% сократили потребление воды, на 10% - кофе и молока, но увеличили покупки шоколада более чем на четверть (на 26,5%). Потребители с доходами выше среднего более чем на четверть (на 26,5%) сократили покупки кофе - его они очень активно закупали в прошлом месяце; и сохранили потребление остальных продуктов, входящих в индекс, на уровне июля 2012г. 

В Москве индекс КсМ в июле 2013г. снизился на 6,5% по сравнению с июнем до 710 пунктов. По сравнению с июлем 2012 года индекс сократился на 13,5%. Он оказался на 8% ниже значений июля 2011г. И даже на 1% ниже показателя "знойного" июля 2010 . За пять лет рост индекса в Москве составил всего 30%, что значительно ниже инфляции, накопленной за прошедшую пятилетку. 

Снижение индекса в Москве в июле произошло вследствие значительного снижения натуральных объемов потребления всех продуктов, входящих в индекс, кроме шоколада. На фоне стабильных цен на эти продукты, кроме воды, которая за год подорожала на 33%. 

Если в июне москвичи среднего достатка проявили чудеса "экономной изобретательности", ухитряясь приобретать продукты, входящие в индекс не только в среднем дешевле, чем это делали более обеспеченные потребители (что было бы не удивительно), но и даже по сравнению с потребителями весьма скромного достатка. То в июле пришла очередь обеспеченных потребителей. Мало того, что они приобретали все продукты (кроме молока) по ценам в среднем в 1,5 - 2 ниже, чем год назад. Так еще эти цены оказались ниже, чем те, по которым эти продукты в июле приобретали среднеобеспеченные и даже потребители невысокого достатка. 

В других крупных городах ситуация в июле 2013г. развивалась не столь драматично, как в Москве. Индекс КсМ в июле 2013г. снизился только на 2,3% по сравнению с июнем и на 3,3% по сравнению с июлем 2012г. Значение индекса 599 пунктов оказалось даже на символические треть процента выше значения июля 2011г. За пять лет рост индекса КсМ в этих городах составил 51,5% (чуть более чем в 1,5 раза), что примерно соответствует показателю инфляции потребительского рынка, накопленной за эти пять лет.


Поделиться в соцсетях: