РБК - Время лосьонов и подгузников

2015-09-17


Кризис заставил россиян полюбить марки ретейлеров 

В кризис россияне стали отказываться от брендов и покупать больше непродовольственных товаров под собственными торговыми марками ретейлеров. Например, продажи таких средств после бритья выросли более чем в 40 раз. 

Ретейлеры продают свое 

Российские потребители стали чаще покупать непродовольственную продукцию под собственными торговыми марками (СТМ) ретейлеров, свидетельствуют данные ретейл-аудита международной исследовательской компании Nielsen. Доля непродуктовых товаров под СТМ, по информации компании, выросла в мае—июне 2015 года в натуральном выражении до 12,3%. 

«Рост продаж из года в год идет двузначными темпами», — рассказала руководитель группы по работе с компаниями непродовольственного рынка «Nielsen Россия» Фируза Кожагельдина, не назвав точную цифру. 

«Экономические условия вынудили потребителей изменить привычки, — отмечал в начале сентября в официальном блоге «Nielsen Россия» руководитель практики «Инновации» компании Олег Кравченко. — Сегодня все больше потребителей в России готовы сделать выбор в пользу решений, позволяющих сэкономить: переходят на более доступные бренды, покупают по промо или переключаются на частные марки». Ретейлеры подтвердили РБК, что на их полках растет количество товаров, которые выпускаются под частными марками. 

«Мы постепенно наращиваем число товаров под собственными марками, — отметил представитель одного из крупнейших ретейлеров России «Ленты». — Дополнительным стимулом к этому является текущая ситуация с доходами покупателей и инфляцией, которая вынуждает их более рачительно подходить к своим расходам». В 2013 году доля СТМ (без учета продукции собственного производства) в выручке «Ленты» составляла 10,5%, в 2014 году — 11,7%, в первом квартале 2015-го — уже 12,3%. «В прошлом году продажи частных марок ретейлеров в среднем составляли порядка 10%, — оценивает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. — В этом году показатели выросли, и по отдельным сетям их доля может достигать 15%». 

О существенном росте продаж товаров под частными марками РБК раньше также рассказывал ряд ретейлеров. Но тогда они говорили в первую очередь о продуктовых категориях, где доля СТМ и раньше была довольно высокой. По данным Nielsen, продуктовая категория с наибольшей долей частных марок в натуральном выражении — 47% — это шоколадная паста, на втором месте — 45% — халва (см. графику). Однако в течение последнего года выявилась новая тенденция: резко выросли продажи частных марок в некоторых непродуктовых категориях, потребление которых россияне не могут сократить, отмечают в Nielsen. 

Лидером по динамике продаж СТМ в этой категории стали средства после бритья: их продажи в натуральном выражении в мае—июне этого года по отношению к аналогичному периоду прошлого года выросли на 4324%. Правда, доля средств после бритья под частными марками в общем объеме категории все равно осталась ничтожно малой — 0,3%. 

Gillette, один из самых известных брендов средств после бритья, принадлежит международной компании Procter & Gamble. Генеральный директор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров предупреждает, что в ряде категорий, например в «Средствах после бритья», доля товаров под брендами ретейлеров никогда не станет большой. 

«В категориях, где широко представлены мощнейшие бренды от Procter & Gamble и Colgate-Palmolive, например, достичь даже 1% ретейлерам будет крайне тяжело, — рассуждает эксперт. — По факту единственная цель марок ретейлеров в этих категориях — немного «попугать» крупные компании и сделать их более сговорчивыми при переговорах об условиях сотрудничества». В компаниях Procter & Gamble, Henkel и «Нэ- фис Косметикс», крупных игроках представленных непродовольственных категорий, в среду не ответили на запросы РБК. 

На втором месте по темпу роста продаж — подгузники. Здесь рост продаж СТМ год к году составил 260%, а доля товаров под частными марками составляет уже 7,5%. «Это уже другая, кризисная история, — признает Бурмистров. — Люди с низким доходом вынуждены выбирать такого рода продукцию. Но это временная история, после кризиса доля таких товаров, скорее всего, сократится».

«Бренды не стоят того, чтобы переплачивать» 

Стоимость товаров под частными марками в таких категориях, как средства для бритья, ухода за волосами, средства для ухода за домом, освежители воздуха, стиральные порошки, составляет 20-40% от средней цены по категории, отмечают в Nielsen. Цена на СТМ по подгузникам, детским салфеткам, дезодорантам выше и может достигать 60-70% от средней цены по категории. Товары под СТМ стоят дешевле брендированных товаров на 20% и больше, говорит о положении в своей сети генеральный директор «Улыбки радуги» (магазины бытовой химии и парфюмерии) Алексей Баулин. Он признает, что продажи товаров под частными марками в последнее время растут. Баулин называет несколько причин этого. 

Во-первых, на фоне девальвации рубля цены на брендированную продукцию международных производителей выросли сильнее, чем стоимость товаров под СТМ сетей, многие из которых выпускаются в России. Во-вторых, люди уже лояльны к товарам под частными марками его сети и покупают их все больше. Опрос Nielsen подтверждает его слова: 63% респондентов считают, что качество частных марок соответствует качеству именных брендов, а 32% опрошенных полагают, что «именные бренды не стоят того, чтобы за них переплачивать». 

В денежном выражении доля СТМ в непродуктовой категории пока невысокая — 4,4%, свидетельствуют данные Nielsen. Тем не менее в отдельных категориях доля частных марок в денежном выражении высокая: 20% в туалетной бумаге, 26% в ватных палочках, 47% в салфетках. 

«Некоторые категории бытовой химии и средств личной гигиены, в частности ватно-бумажная продукция, слишком слабо дифференцированы в глазах потребителей, поэтому переключение на частные марки проходит легко, — поясняет Фируза Кожагельдина из «Nielsen Россия». — Ретейлеры, в свою очередь, способны успешно удовлетворить потребительский спрос, выпуская высококачественный продукт в тех категориях, где не требуется ни серьезных технологических наработок, ни специализированных компонентов для производства». 

При участии Ксении Шамакиной

 *** Как еще привлекают потребителей 

Промоакции 

В сентябре 2015 года исследовательская компания Nielsen отметила, что в России резко выросла доля товаров повседневного спроса, которые продаются по промоакциям. Ярче всего это проявилось на примере стиральных порошков: в 2015 году на спецпредложения пришлось 67% продаж этой категории товаров (для сравнения, в 2013 году доля таких продаж составляла 41%). На втором месте — средства по уходу за собой для мужчин. 43% таких средств в 2015 году были проданы по скидочным акциям. Далее следуют соки и кофе — по акциям в текущем году продавались 42% таких товаров. В восьми случаях из десяти промоакции, проводящиеся в России, представляют собой ценовую скидку. Оставшиеся два случая — это покупка одного товара и получение в подарок второго. При этом размер скидок растет: так, в 2013 году средняя скидка на зубную пасту составляла 18%, а в 2014 году — 21%; в 2013 году скидки на стиральные порошки держались на уровне 24%, а в 2014 году достигли 30%. 

Увеличение числа брендов В феврале 2015 года эксперты Romir отметили, что число брендов продуктов питания в корзине российского покупателя в 2014 году выросло на 7,8%. По мнению экспертов, продавцы и покупатели вынуждены были искать новых поставщиков из- за санкций. Некоторые привычные зарубежные продукты вообще исчезли из доступа, другие подорожали. 

Представитель ГК «Дикси» Екатерина Куманина заявила, что по указанным причинам в супермаркетах «Виктория» (входит в ГК «Дикси») сильно вырос ассортимент молока, кефирных и творожных продуктов и сметаны. Представитель «Азбуки вкуса» Андрей Голубков заявил, что число брендов на полках выросло в связи с поиском наиболее приемлемой альтернативы исчезнувшим продуктам. Гендиректор корпорации «Органик» (молочный бренд «Это лето», работает с «Азбукой вкуса», Metro, «Ашаном») Денис Прасолов сообщил, что количество заказов возросло, так как магазинам надо чем-то заполнять опустевшие полки. 

По наблюдениям Romir, менее обеспеченные граждане на фоне кризиса перешли на более дешевые бренды. Более обеспеченные покупатели стараются приобретать привычные бренды, экономя за счет промоакций. 

Марина Кругликова