РБК - Высокотехнологичный интернет-банкинг не спешит в Россию
Жители крупных городов давно уже стараются большую часть банковских услуг получать онлайн. В Интернете удобно оплачивать услуги ЖКХ, переводить деньги с одного счета на другой, открывать депозиты, подавать заявки на кредиты и заказывать карты, следить за своими средствами, получать банковские консультации. Встает закономерный вопрос: а нужен ли вообще стационарный банковский офис с очередями и никому не удобным режимом работы, если все вопросы можно решить в Интернете?
Для России этот вопрос пока не слишком актуален, однако в западных странах банки активно избавляются от физических представительств. Такие отделения тратят колоссальные средства на персонал и аренду помещений, при этом прибыль приносят небольшую. По данным SNL Financial, сегодня в США наименьшее с 2007 года число банковских офисов - всего 93 тыс., и с каждым годом их становится все меньше.
В Японии, Гонконге, Сингапуре, Тайване и Южной Корее банки давно и успешно перенесли основное общение с клиентами в Интернет. В Стране восходящего солнца все больше становится кредитных организаций, которые работают исключительно в глобальной сети. У них нет ни единого офиса для клиентов, и все общение с ними проходит онлайн. Первым таким банком стала "дочка" Sumitomo Mitsui Banking Corporation - The Japan Net Bank, Ltd, основанная в 2000 году. Представительство корпорации ("Сумитомо Мицуи Рус Банк") есть и в России, однако ведет себя более чем тихо и с физическими лицами работать не собирается. Впрочем, жаль, ведь фирменные "фишки" The Japan Net Bank - это повышение финансовой грамотности с помощью манга-комиксов и кота - банковского консультанта, а также оригинальные экологические и социальные программы.
Не так давно другая японская финансовая корпорация - SBI Holdings увеличила долю в российском "Обибанке" ("ЯР-банк") до 50%. Предполагается, что обновленный "Обибанк" сконцентрируется на предоставлении банковских услуг именно через Интернет, причем в нелегкой конкурентной борьбе возьмет на вооружение передовые японские разработки. Впрочем, пока этот банк - скорее не азиатский тигр, а затаившийся дракон.
Нельзя сказать, что Россия не способна на самостоятельные интернет-эксперименты с финансовыми услугами. В нашей стране довольно успешно работает самый настоящий онлайн-банк - "Тинькофф Кредитные системы", который не имеет ни одного стационарного офиса, а все свои продукты (кредитки, договоры и прочее) развозит с помощью курьеров. Как нам рассказал вице-президент ТКС Олег Анисимов, ключевой фактор успеха интернет-банка - отказ от всего лишнего.
"Фактически банк обслуживает только частных лиц и предоставляет только самые необходимые услуги - кредитные, дебетовые карты, вклады. Если и добавляются новые услуги, то только связанные с онлайном", - рассказал О. Анисимов. Увы, такие банки не могут позволить себе некоторые традиционные банковские продукты. "Тем, кому нужна ипотека, мы ничем помочь не можем, зато лучше фокусируемся на основных услугах", - подчеркнул банкир. По его словам, работа без отделений резко уменьшает издержки кредитной организации.
Другие российские банки активно развивают свои интернет-сервисы: многие услуги сегодня можно получить онлайн, и для этого необязательно быть клиентом какого-то особенного банка.
По данным исследовательского холдинга "Ромир", почти половина жителей российских городов (46%) регулярно пользуются банковскими услугами в Интернете. При этом 17% опрошенных пользуются интернет-банком не реже одного раза в неделю, 29% - не реже одного раза в месяц. Наиболее часто россияне используют интернет-банк для оплаты услуг различных провайдеров (сотовая связь, Интернет, ТВ, ЖКУ и др.).
Однако полностью перебираться в виртуальное пространство банкиры не хотят, да и смысла в этом не видят. Дело в том, что в России очень много отдаленных населенных пунктов, где нет Интернета. Кроме того, население крайне консервативно настроено по отношению к финансовым услугам.
По словам директора департамента розничного бизнеса банка "Нордеа" Вячеслава Лясевича, для многих важно сначала поговорить с консультантом вживую и только после этого сделать вывод о том, брать кредит или нет. "При этом личное общение с банковскими консультантами остается необходимым для большинства россиян при принятии решений по различным более сложным банковским продуктам: ипотечные и автокредиты, вклады", - рассказал В. Лясевич. Тем не менее этот банк планирует дальнейшую экспансию в Интернете - это требование времени.
Другой важной причиной физического присутствия банка являются требования закона. "Согласно российскому законодательству, ряд вопросов необходимо решать при личном визите в банк. И для многих россиян личное общение по-прежнему остается важной составляющей банковского обслуживания. Поэтому вряд ли сейчас можно говорить о массовом сокращении филиальных сетей по причине развития электронного банкинга", - заключил В. Лясевич.
А значит, высокотехнологичный интернет-банкинг в России появится еще нескоро.
Поделиться в соцсетях: