РБК daily - Абонент финансово недоступен

2013-11-20

Вступление в силу закона об отмене «мобильного рабства» волнует не только абонентов. Из-за возможных перебоев со связью тревогу забили банкиры: есть угроза, что до их клиентов, поменявших оператора, не будут доходить SMS-сообщения о совершенных транзакциях. С 1 декабря вступает в силу закон, разрешающий любому гражданину менять сотового оператора, сохраняя при этом десятизначный номер телефона. В банках опасаются, что их клиенты, которые поменяют сотового оператора, перестанут получать SMS-уведомления по совершенным транзакциям. 

По данным опроса «Ромир», 50% абонентов мобильной связи готовы перейти на обслуживание к конкуренту (см. РБК daily от 29.08.13). «В первую очередь нас беспокоит степень технической готовности операторов сотовой связи к предоставлению новой услуги, — говорит старший вице-президент Альфа-банка Андрей Зорин. — Операторы смогут отдавать и принимать абонентов, сохраняя им прежний номер телефона, но вот непосредственно услуги связи, в том числе по доставке SMS-сообщений, после замены оператора, вполне вероятно, работать не будут». Г-на Зорина этот вопрос волнует, потому что Альфа-банк активно использует SMS во многих бизнесах и продуктах, в частности «А-чек», «А-Клик», интернеткоммерция с паролями 3DS, оплата телефонов через SMS и прочее. 

«Если SMS-сообщение по тем или иным причинам не будет доставлено клиенту, то они не смогут пользоваться различными банковскими продуктами и своевременно получать уведомления о совершаемых ими операциях. Это может негативно отразиться на их отношении к банку», — отмечает Андрей Зорин. Его опасения разделяют и другие банкиры. «Нас тревожит, что сотовые операторы не полностью готовы к отмене «мобильного рабства» и, мы опасаемся, они не успеют подготовиться к 1 декабря, — соглашается предправления банка «Авангард» Валерий Торхов. — Есть вероятность того, что операторы не будут готовы перенаправлять не только звонок, но и SMS-сообщение, тогда SMS будут теряться». 

В банке топ-30 РБК daily сказали, что количество SMS-сообщений может составлять от 100 тыс. до 500 тыс. в месяц. Это уведомления о начислении зарплаты, карточных списаниях, операциях в Интернете и т.д. Их отсутствие негативно скажется не только на отношении клиентов к банку, но и на бизнесе, ведь предоставление некоторых банковских продуктов обеспечивается мобильной связью. Месяц назад представители «большой тройки» говорили о том, что услуга по переносу мобильного номера не будет работать с 1 декабря из-за неготовности нормативной базы Минкомсвязи и отсутствия базы данных перенесенных номеров. Неоф­ициально сотовые операторы признают обеспокоенность банкиров. 

Источник РБК daily, близкий к одной из компаний «большой тройки», говорит, что первое время не только SMS­уведомления могут не до­ ходить до своих адресатов, но и могут быть ошибки с зачислением денег на лицевые счета у операторов. Официально сотовые операторы утверждают, что проблем с рассылкой SMS не будет. «На наш взгляд, опасения банков напрасны, — отмечает пресс­секретарь компании «МегаФон» Юлия Дорохина. — Вне зависимости от того, из какой сети к нам придет абонент, мы можем гарантировать доставку текстовых сообщений с коротких номеров при наличии у кредитной организации прямого договора с «МегаФоном» либо при наличии договорных отношений у агрегатора, представляющего интересы банка». 

 «ВымпелКом» готовит свои системы к выполнению закона, — сообщили в компании. — Доставка SMS­уведомлений о финансовых транзакциях от банков в большей степени будет зависеть от готовности самих банков и их систем правильно идентифицировать, сеть какого оператора связи обслуживает номер, на который нужно отправить SMS. Для этого банки должны самостоятельно установить взаимодействие с базой данных перенесенных абонентских номеров». Запрос в пресс­службу МТС остался без ответа. 

Ни одна из компаний «большой тройки» не смогла четко ответить на вопрос, готова ли она технологически к тому, чтобы обеспечить доставку SMS­уведомлений. Генеральный директор компании «СмартКардЛинк» (агрегатор мобильного контента) Алексей Шамайко говорит, что вопрос технологической реализации SMS­информирования находится в компетенции операторов сотовой связи. «На наш взгляд, они справятся с этой задачей, иначе теряется сам смысл оказания услуг мобильной связи, неотъемлемой частью которой является сервис SMS­сообщений», — уверен Алексей Шамайко. 

Наталья Старостина, Евгени Й Красников