РБК daily. Россияне начали экономить: нет ремонту, обновкам и развлечениям
В ближайшие полгода россияне решили сократить расходы на крупные покупки. Сэкономить они планируют на ремонте, развлечениях и одежде. А эти рынки, соответственно, ожидает замедление темпов роста до нескольких процентов в год.
Россияне намерены сократить расходы на крупные покупки, говорится в исследовании Холдинга Ромир. Респондентов опросили, какие крупные расходы они совершали за последние 6 месяцев и какие планируются на следующие 6 месяцев.
В частности, семей, планирующих совершить крупные расходы, стало на 15-45% меньше, чем семей, совершавших такие расходы в прошедшие полгода. А доля семей, не планирующих крупные расходы, превысила долю не совершавших крупных расходов за последние полгода почти на 40%. По мнению экспертов, в первую очередь россияне решили сэкономить на ремонте, развлечениях и покупке одежды.
Сезонный фактор
Однако снижение ожидаемых расходов на тех рынках, которые действительно относятся к рынкам товаров и услуг тщательного предварительного выбора (а это рынки автомобилей, мебели и платных образовательных услуг), будет незначительное. В частности, на образовательном рынке оно может быть объяснено сезонным фактором: 60-65% ежегодных платежей за образовательные услуги приходится именно на лето-осень, а на зиму-весну - только 35-40%. Снижение доли семей, имевших и планирующих крупные расходы, связанные с туризмом и отдыхом с 19% до 13% также полностью объясняется сезонным фактором. На лето и осень приходится 65-70% от общего годового объема туристических поездок и расходов. И эти расходы уже были сделаны на момент проведения исследования.
Другие причины
Отдельная тема – медицина. Крупные расходы, связанные с оплатой медицинских услуг летом и осенью 2011 года имела каждая четвертая семья (25%). Этот показатель никак не связан с семейным положением, социальным статусом и даже доходом респондента. Единственный влияющий фактор – возраст. В семьях респондентов моложе 35 лет с такими расходами столкнулась каждое шестое домохозяйство, в семьях тех, кто старше 60 лет – каждое третье. Похожая ситуация и с ремонтом автомобилей, включая покупку комплектующих, "прокачку" и др. расходы. За прошедшие полгода с такими расходами столкнулось 11% всех семей или каждая четвертая семья, имеющая автомобиль. В ближайшие полгода подобные расходы предвидят только 6% участников опроса - менее 15% автовладельцев. Мобильный телефон уже давно стал незапланированной покупкой. Речь идет, конечно, о массовом сегменте рынка телефонов по цене в 2-5 тыс. руб., на долю которого приходится 80% продаж в натуральном выражении. Так что снижения до 4% доли планирующих, против 11% совершивших такую покупку в предыдущие полгода, в реальности опасаться не стоит.
Главные потерпевшие
А вот снижение доли тех, кто планирует расходы, связанные с ремонтом, заменой сантехники, окон, дверей, установкой кондиционеров и т.п. работами с 19% до 11% лишь отчасти можно объяснить влиянием фактора сезонности. Похоже, что на этой статье россияне действительно решили пока сэкономить. Самый низкий показатель планирующих расходы, связанные с ремонтом, - в самых крупных городах-миллионниках, всего 6%. Снижение доли тех, кто планирует крупные расходы, связанные с покупкой одежды и обуви, с 44 до 35% можно частично объяснить тем, что покупки зимней одежды и обуви уже были совершены осенью. Кроме того, одежда и обувь лишь отчасти относится к товарам предварительного выбора, а отчасти является импульсивной покупкой.
Мнение экспертов
"Можно сделать вывод, что этап восстановительного роста, имевший место на рынках товаров длительного пользования и "необязательных" услуг (ремонт, туризм, развлечения) с весны 2010 по осень 2011 года, скорее всего, подходит к концу", - говорит ведущий консультант Холдинга Ромир Игорь Березин.
"Если настроения потребителей резко не переменятся на позитивные, то эти рынки ожидает замедление темпов роста до нескольких процентов в годовом выражении. А в худшем варианте - до нуля и ниже (сокращение)", - удручен он.
Поделиться в соцсетях: