РИА Финмаркет - Четырехмесячный тренд снижения индекса простых удовольствий прерван

2016-09-20

Четырехмесячный тренд снижения индекса простых удовольствий оказался прерван. В минувшем августе индекс "Кофе с Молоком" прибавил 3,5% к июлю и достиг показателя в 899 п.п., что идентично майскому значению, свидетельствуют данные исследования "Ромир".

Индекс "Кофе с Молоком" (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Таким образом, ингредиенты индекса "Кофе с Молоком" являются, по сути, элементарным набором "простых удовольствий".

Однако если посмотреть в разрезе года, то показатели КсМ выглядят не столь радужно, отмечают в "Ромире". По сравнению с августом прошлого года индекс практически не изменился, потеряв 0,1%. С учетом накопленной инфляции в 6,9% это говорит о том, что простых удовольствий россияне себе позволяют все же меньше, чем год назад.

Этот тренд развивается уже два года подряд. С августа 2014 года КсМ номинально вырос на 17%. Однако накопленная за два года инфляция составила 24%, что полностью поглотило рост индекса, выведя его в отрицательные значения. То есть сегодня россияне себя балуют меньше, чем два года назад.

Тем не менее, рост КсМ в августе относительно июля показал любопытные изменения в потребительском поведении россиян. Если в предыдущие месяцы индекс падал за счет сокращения аудитории и снижения объемов покупки ингредиентов, то последний летний месяц снова позвал в ряды любителей шоколада дополнительных участников. По сравнению с июлем на 7% больше семей решились на покупку шоколада. На 2% увеличилась и доля домохозяйств, покупавших кофе и молоко.

Цены на кофе (+2,2%) и шоколад (+1,1%) за месяц скорректировались в большую сторону, но незначительно. При этом рост цены кофе был компенсирован уменьшением на 2,9% объемов его покупки. Зато объемы купленного в августе шоколада по сравнению с июлем оказались впечатляющими и составили +18%. Эти факторы в основном и обеспечили месячный рост индекса КсМ.