РИА Финмаркет - Россияне закончили экономить по-крупному

2018-01-11

В течение всего прошлого года россияне не демонстрировали существенной экономии на крупных покупках. В конце года по сравнению с его началом они сократили траты только на бытовую технику и ремонт жилья. По сравнению с декларировавшимися планами на крупные покупки в начале года по факту к его концу по многим статьям расходы были превышены. Не сбылись планы только на покупку квартир, что повлекло и снижение трат на ремонты и приобретение мебели. В ближайшие полгода заявлений о планах по существенной экономии не зафиксировано. То есть россияне постепенно возвращаются к нормальному, докризисному стилю потребления, в т.ч. и в вопросе крупных покупок, отмечается в исследовании компании Ромир, основанном на декабрьском опросе 1500 россиян.

За последние полгода незначительно, но увеличилась доля, купивших одежду и обувь - с 27% до 30%. Практически неизменной осталась доля россиян, потратившихся на медицинские услуги - 15%. Всего на процент увеличилось число тех, кто оплачивал туристические поездки - 11%.

Остались неизменными или почти неизменными доли россиян, потративших существенные средства на развлечения и занятия спортом (6%), оплату образовательных услуг (8%), покупку смартфонов (9%), мебель (7%), ремонтировавших автомобили (6%).

За полгода вдвое сократилось число россиян, покупавших бытовую технику и электронику - с 21% до 11%. К концу года о тратах на ремонт вместо 15% заявили уже только 9% россиян, что также ближе к привычным показателям. Вдвое сократилась доля купивших за последние шесть месяцев автомобили (4%), квартиры (2%) и ювелирные изделия (1%).

Более трети (36%) респондентов заявили, что не совершали никаких крупных покупок за последние полгода. Этот показатель вырос за полгода на 5%. Выше доля подобных ответов была зафиксирована только в кризисном 2015 году.

В частности, вместо пятой части россиян, планировавших траты на одежду и обувь, реально их совершили 31%. На медицинские расходы потратились 15% вместо планировавших их 11%. Были "перевыполнены" планы по расходам на развлечения (4% против 6%), образование (5% против 8%), покупку смартфонов (5% против 9%), ремонт авто (4% против 6%). Это может объясняться непредвиденностью расходов как из-за поломок авто, так и из-за износа или утраты мобильного телефона. Увеличение расходов на образование, вероятно, объясняется началом нового учебного года осенью.

Если говорить о планах на крупные покупки на ближайшие полгода, то, как говорится в исследовании Ромир, россияне традиционно декларируют отсутствие таковых либо заявляют о снижении своих потребительских аппетитов. Последний опрос не стал исключением.

Не собираются делать крупных покупок в ближайшее время 42% россиян (полгода назад об этом заявляли 38%). Меньше россиян планируют покупать одежду и обувь в ближайшие полгода (26%), оплачивать медицинские услуги (14%), отдых и путешествия (9%), покупать БТЭ (8%), проводить ремонт жилья (7%), приобретать смартфоны (5%), мебель (5%), ремонтировать авто (4%), тратиться на развлечения (4%).

Неизменной в течение следующего полугодия может остаться доля тех, кто будет оплачивать образовательные услуги (8%), приобретать автомобили (4%), квартиры (2%). Рост планов на покупку был отмечен только по ювелирным изделиям (2%), что не удивительно в канун новогодних праздников, когда был проведен опрос.

"Таким образом, можно говорить о том, что в течение всего прошлого года россияне не демонстрировали существенной экономии на крупных покупках. По сравнению с началом года они сократили траты только на бытовую технику и ремонт жилья. По сравнению с декларировавшимися планами на крупные покупки в начале года по факту к его концу по многим статьям расходы были превышены. Не сбылись планы только на покупку квартир, что повлекло и снижение трат на ремонты и приобретение мебели. В ближайшие полгода заявлений о планах по существенной экономии зафиксировано не было. То есть россияне постепенно возвращаются к нормальному, докризисному стилю потребления, в т.ч. и в вопросе крупных покупок", - говорится в исследовании Ромир.