Россияне пытаются экономить на продуктах

16 Августа 2011
Известия - Но расходы из-за этого только растут. Больше денег стали тратить все группы населения, во всех городах

Жители в России эти летом ринулись тратить деньги, побив рекорд последней пары лет. В июле этого года траты россиян на еду и товары повседневного спроса увеличились аж на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, подсчитали в исследовательском холдинге «Ромир».

При этом главный виновник пустеющих кошельков - инфляция - в июне, по данным Росстата, равнялась нулю.


Больше тратить стали все группы населения, во всех городах России. Даже традиционное летнее сокращение расходов в этом году оказалось гораздо меньше обычного. Если в последние три года в июле россияне предпочитали умерять аппетиты (и расходовать на 4 - 7,5% меньше средств), то на этот раз сезонное снижение трат составило всего 2%.

Если посмотреть на эти радужные цифры, можно подумать, что потребительский рынок стремительно восстанавливается. Так ли это на самом деле?

Радоваться рано, предостерегают эксперты. Причина позитивной статистики кроется в «эффекте низкой базы». Летом прошлого года вся страна изнемогала от страшной жары. Людям хотелось пить и было совсем не до еды.

Инфляция в росте трат российских граждан все-таки виновата. Только речь идет не о ежемесячной инфляции, а об отложенной. Во время жары и по итогам засухи и сокращения внутреннего производства базовых продуктов питания цены на продовольствие выросли. Основные повышения пришлись на осень прошлого года и весну этого. Такая накопленная инфляция составила 13%. «Рост цен на отдельные категории товаров доходил до 200%. Это, например, гречка, крупы и мука», - говорит руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.


Но и аппетиты россиян тоже выросли. «Номинальные доходы пенсионеров, работников госсектора, военнослужащих выросли из-за индексации зарплат. Соответственно выросло и потребление», - объясняет ведущий консультант «Ромира» Игорь Березин. Отобщего размера повседневных покупок в июле 74% было потрачено на продукты питания и 26% - на непродовольственные товары повседневного спроса (чистящие средства, средства гигиены и пр.).


Исследователи заметили интересную деталь. При том, что в общем траты на продукты увеличились почти на треть, чеки в магазинах выросли всего на 16%. Сейчас в небольших сетевых магазинах шаговой доступности россияне оставляют в среднем за раз по 250-300 рублей. В крупных супермаркетах - по 600-700 рублей. В гипермаркетах на покупки уходит 1500-2000 рублей.


Это значит, что люди стали экономней и избирательней. Например, если в одном магазине сок стоит немного дороже, то покупатели отправляются в соседний, где, допустим, в этот день сок продается со скидкой. В итоге вместо трех магазинов в неделю средний россиянин стал посещать пять.

Торговцы говорят, что приведенные данные похожи на правду. «В гипермаркетах теперь тратят меньше денег. Люди возвращаются в магазины у дома и стараются покупать только то, что им нужно», - отмечает председатель совета директоров группы «Вестер» Олег Болычев. Но эффект у такой экономии прямо противоположный. Хотя в каждом магазине денег тратится меньше, общая сумма, которая покидает кошельки россиян, оказывается больше.


Поделиться в соцсетях: