Российская газета - Большинство россиян готовы повторно взять кредит

03 Октября 2012

Более трети россиян знают о деятельности кредитных потребительских кооперативов. При этом пользуются их услугами всего 2% опрошенных. Таковы результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Жители средних городов (от 100 до 500 тыс. чел.) лучше других информированы о кредитных кооперативах (43% против 37% в целом по России). А среди тех, кто ничего не знает об этих организациях, больше москвичей и питерцев. Потенциальный спрос на услуги кредитных кооперативов также находится на минимальном уровне. Всего 3% россиян планируют обратиться в подобные организации в течение ближайших 2-3 лет. 

Подавляющее большинство (94%) не пользуется услугами кооперативов вообще и не планирует это делать. В то же время 60% пользователей кредитными программами не исключают возможности еще раз взять заем в банке, показало исследование "Ромир". А каждый четвертый горожанин (26%) заявил, что собирается взять кредит в течение ближайшего года. "Кредиты позволяют не откладывать на потом реализацию среднесрочных планов, а также гораздо быстрее решать вопросы, требующие значительных финансовых вложений, - поясняет Вячеслав Лясевич, директор департамента розничного бизнеса Нордеа Банка. - Однажды оформив кредит и успешно погасив, человек, как правило, обращается в банки еще раз, ведь появляются и новые потребности, и новые планы. 

Разумеется, есть и люди, у которых просто отсутствует необходимость брать кредит, а также те, кто опасается совершить подобный шаг". Любопытно, что 44% горожан воспринимают кредит как необходимость, если нужно сделать крупную покупку. 15% респондентов полагают, что кредит - это нормальное средство для повышения уровня жизни. Лишь 37% заявили, что не хотели бы больше брать деньги в долг у банков. И чуть больше трети (36%) горожан называют кредит "долговой ямой", из которой трудно выбраться. 

По мнению банкиров, так рассуждают люди, которые не смогли погасить свой кредит или сделали это с большими усилиями. "Неуспешным свой опыт кредитования обычно характеризуют заемщики, взявшие кредит спонтанно, не осознавая в полной мере степени своей ответственности и не понимая всех своих обязательств, - подчеркивает Александр Чигвинцев, замдиректора Тольяттинского регионального центра банка "ГЛОБЭКС". - Наиболее часто мы сталкиваемся с такими моментами, как невнимательное прочтение договора, нежелание сосредоточиться на нюансах, поверхностное отношение к необходимости строгого соблюдения графика гашения; отсутствие планирования семейного бюджета, непонимание и нежелание вникать в наличие санкций за просрочку, невнимательность, забывчивость и т. п. Это свойственно многим людям и часто проявляется в поведении заемщиков, несмотря на то, что при заключении договора все клиенты получают полную консультацию". 

Чаще всего отзываются о своем опыте как о негативном те, кто берет кредит в торговых сетях, а также с использованием пластиковой карты. В первом случае играет роль спонтанность решения, небанковская обстановка, высокие ставки. Во втором - у заемщиков может появляться ощущение навязанной услуги". Согласно исследованию, сегодня потребительские кредиты чаще берут горожане 25-34 лет со средним доходом, живущие в гражданском браке. Автокредиты и ипотека наиболее популярны среди респондентов 25-34 лет, но уже состоящих в законном браке. А кредитами на неотложные нужды активнее всего пользуются горожане 35-44 лет со средним уровнем дохода. Банки подтверждают эту статистику. "Портрет клиента нашего банка совпадает с портретом, описанным в исследовании, - это люди средних лет, с активной жизненной позицией, со средним или чуть выше среднего доходом. 

Потребности граждан со временем меняются: чем старше становится человек, тем дороже становятся его покупки, - отмечает директор дирекции розничного бизнеса Московского кредитного банка Алексей Косяков. - После института молодые люди берут в основном потребительские кредиты на покупку техники, первой машины, на отдых. После 30 человек покупает квартиру, более дорогую машину, строит дачу. Мы видим, что сейчас на рынке категория граждан, которые берут кредиты, постепенно расширяется". С одной стороны, кредиты стали брать раньше, потому что потребности молодежи с каждым годом растут, а займы становятся доступнее. 

С другой стороны, люди старшего возраста также оценили преимущества использования кредитов и стали активно пользоваться банковскими услугами. "К 2011 году сформировался отложенный спрос, и в 2011-2012 годах мы наблюдали высокую кредитную активность населения и, как следствие, рост кредитных портфелей на 20-30% в год. Сейчас отложенный спрос уже практически полностью реализовался. Тем не менее, активность на рынке потребительского кредитования не снижается. Люди продолжают брать кредиты. До конца года эта тенденция продолжится, и, вероятно, 2013 год также покажет положительную динамику развития рынка потребительского кредитования", - прогнозирует Алексей Косяков. 

Елена Березина


Поделиться в соцсетях: