Российская Газета - Перед началом сезона четверо из десяти россиян становятся шопоголиками

2013-03-29

Есть вопрос, который заядлому моднику и уж тем более моднице лучше не задавать: "А где вы все это купили?" Ни за что не признаются, чтоб "места не выдавать" и не увидеть однажды друзей и коллег в точно таком же платье или костюме. Однако социологи исследовательского холдинга "Ромир" пошли наперекор правилам хорошего тона и вопрос "где брали?" россиянам про их одежду все-таки задали.

Кроме этого, социологов интересовало, сколько наши сограждане тратят на новую одежду, насколько часто меняют гардероб и не вылетают ли при этом в трубу по части финансов. Опрос был приурочен к началу нового сезона - времени, когда четверо из десяти россиян (41%) отправляются по магазинам за обновками. Чтобы через три месяца снова обнаружить, что им "нечего надеть!", даром, что платяной шкаф забит до отказа. 

Как выяснили социологи Ромир, большинство жителей российских городов (79%) не творят себе кумира из какого-то определенного знаменитого дизайнера или фирмы, предпочитают покупать одежду и обувь в крупных торговых центрах, где представлены самые разные марки. Но не всем нравятся длинные ряды вешалок и бескрайние прилавки. У многих россиян от такого вещевого изобилия голова идет кругом.

 Поэтому больше половины (54%) покупателей за новой одеждой и обувью идут не в мегамоллы, а наоборот - в небольшие магазинчики. Каждый пятый респондент (22%) - завсегдатай бутиков. И - веяние новых времен: еще 20% горожан (а в опросе участвовала тысяча респондентов - именно жители городов с населением свыше 100 тысяч человек) стали отдавать предпочтение покупкам без примерки - по каталогам. 15% заказывают одежду через интернет из-за границы. 12% приобретают ее тоже за рубежом, но самолично - во время командировок и туристических поездок.

Начало сезона - традиционный праздник шопоголика, его отмечает, как уже говорилось, 41% горожан. Однако каждый пятый россиянин дает себе волю и идет покупать новые предметы гардероба не реже раза в месяц. Еще 14% может позволить себе делать такие приобретения так часто, как его душа пожелает. А 17% терпеливо дожидаются масштабных распродаж раз в полгода: "ничего покупать не стану наобум, экономить буду…". 

Одежду в современной России дешевой не назовешь (именно поэтому многие одеваются за рубежом - там соотношение цена-качество одежды и обуви гораздо выигрышнее). Но в любом случае доля расходов на одежду в бюджете россиян занимает довольно существенное место. 43% граждан тратят на обновки от 10 до 20% своей зарплаты. Почти каждый десятый (8%) способен выложить за них почти треть (30%) своего бюджета. Каждый пятый балансирует на грани от 20 до 30% заработка. А 28% втискивают такие покупки в одну десятую своей зарплаты. Тут, правда, важно понять: то ли расходы невелики, то ли зарплата солидная, может быть и так, и этак. 

Конечно, в вопросах моды бессмысленно замерять "среднюю цифру по стране". Очень многое зависит от возраста респондентов и их пола. Женщины в этом отношении чуть ли не вдвое активнее мужчин. Россияне старше 45 лет, видимо, теряются в больших магазинах и чаще прочих покупателей предпочитают торговые точки поменьше и попривычнее. А вот активные платежеспособные горожане 25-34 лет явно привыкли экономить время, силы и деньги. Они уверенно освоили заказ одежды по каталогам и интернет-шоппинг в зарубежных магазинах. 

Склонны к постоянным "спонтанным" покупкам предметов гардероба (что объяснимо) женщины и россияне с высоким доходом, для которых лишняя кофточка погоды не делает. А вот мужчины любят подойти к делу спокойно и рассудительно: им больше нравится запланировать поход в магазин на начало нового сезона и потом уже "не отвлекаться на ерунду".

Женщины обожают распродажи и гораздо чаще мужчин покупают одежду во время скидочных акций, проводимых раз в полгода. Самые же активные покупатели, готовые поступиться значительной частью зарплаты ради нового платья, пальто или аксессуара, - это молодежь от 18 до 24 лет. У них и доходы невелики (стипендии, сезонные подработки и пр.), и желание выглядеть красиво и стильно куда острее, чем у старшего поколения, более консервативного и бережливого.

Старшие-то знают, что встречают людей "по одежке", а провожают совсем иначе, и не устают напоминать эту истину "непонятно во что одетой" молодежи. Кто бы знал, как они сами тоскуют по тем временам, когда не задумываясь отдавали последние деньги за пусть нелепую, но модную "тряпочку", красовались в ней и чувствовали себя такими счастливыми, какими уже никогда не станут.

Екатерина Добрынина