Российская газета - Прозорливые работодатели выйдут из кризиса с наименьшими потерями

30 Ноября 2015

Когда бизнес проявляет "социальную ответственность" - это правильно, гуманно, современно и очень хорошо для публичного отчета перед общественностью. Одно только "но": почему-то "социальную ответственность" сплошь и рядом отождествляют только с благотворительностью. Но одно другого не заменяет. По-настоящему ответственный бизнесмен, руководитель компании подумает не только о подарках раз в год для "подшефного" детского дома или обустройстве сквера перед администрацией родного поселка, но прежде всего - о собственных сотрудниках.

Работодатель "в ответе за тех, кого приручил" - вернее, за тех, чьими усилиями растет и крепнет его благосостояние. Именно поэтому в крупных и успешных компаниях принято вкладывать средства в "социальный пакет" для сотрудников, заботиться не только об условиях их труда, но и о возможностях для отдыха, лечения, досуга вместе с детьми и т.д. Хотя, безусловно, лучший соцпакет - это достойная зарплата, отсутствие сверхурочных работ, уважение к Трудовому кодексу. Все остальное все-таки лишь приятные дополнения. 

В кризисные времена многие компании на льготах для сотрудников стали экономить. Те даже не ропщут - "не до жиру". Сокращение численности персонала, фактическое снижение зарплат (когда человеку приходится за прежнюю сумму, изрядно обглоданную инфляцией, выполнять больше обязанностей), отпуска за свой счет - все это продиктовано объективными обстоятельствами, но совсем не добавляет теплоты и доверия во взаимоотношения работников и работодателей. 

Кстати, насчет того, что сокращения и урезания действительно "объективно необходимы", в ряде случаев есть большие сомнения. Такое мнение высказали недавно ученые Института социологии РАН, которые представили итоги очередной волны опросов россиян по беспримерно большой выборке в 4000 человек, представляющих все социальные группы и регионы страны. По словам заместителя директора ИС РАН профессора Натальи Тихоновой, 27% процентов граждан в той или иной степени пострадали из-за проблем на их предприятии и связанного с этим сокращения личных доходов. Причем по сравнению с мартом 2015 г. эта цифра выросла на 7%. Все остальные негативные факторы (от роста цен до обесценивания сбережений) наоборот, стали чувствоваться менее остро. 

Даже по данным Росстата, замечает Наталья Тихонова, экономика в общем-то не настолько сбавила обороты, как этого многие опасались еще год назад в разгар кризиса. Количество человеко-часов, отработанных россиянами, примерно такое же. Просто сами эти "часы" стали распределяться иначе. Не редкость ситуации, когда из пятерых работников одного уволили, разложили его работу на остальных, а зарплату прибавили максимум процентов на десять.

"За ростом показателей, связанных с негативными последствиями кризиса для работающих россиян очень часто стоит желание работодателей переложить свои проблемы на сотрудников, - считает Тихонова. - Эту проблему общественное мнение пока не осознало, но она уже видна и формирует социальную реальность: в недалеком будущем именно такая "несправедливость" может спровоцировать серьезную напряженность между хозяевами бизнеса и наемным персоналом, который вовсе не хочет быть "крепостным" и "бесправным". Хотя, конечно, совершенно не умеет отстаивать свои права и в большинстве случаев либо станет "договариваться" с начальством, либо просто уволится "по собственному" в поисках работы получше". 

61% работников говорит, что их трудовые права никогда не нарушаются. Этому противоречат другие данные, которые привел академик РАН Михаил Горшков: вне правового поля (то есть в "тени" или в "серых сумерках") сейчас находятся около 60% российских компаний, в том числе и государственных. Еще 2 года назад таких было лишь 40%. 

По данным социологического холдинга Ромир, весной 2015 года сокращение штатов происходило в 17% компаний, снижение зарплат - в 14%. Вроде бы кризис пошел на спад - но тем не менее осенью 2015 г. уже 39% работодателей увольняли сотрудников и 26% - срезали им зарплаты. 11% компаний полностью отменили соцпакет. 

Правда, по данным Ромир, 9% отечественных работодателей все-таки расширили штаты, 18% - повысили зарплаты. В 2014 году эти цифры были вчетверо меньше. Люди стали быстрее находить себе новую работу: треть соискателей (31%) успевают сделать это за неделю, 35% - за 1-6 недель. Полгода назад таких было соответственно 25% и 32%. 

Любой "экономии на людях" есть пределы. По мнению социологов, наиболее прозорливые работодатели, работающие на перспективу, сейчас будут принимать активные усилия к тому, чтобы после шоковой оптимизации удержать в компаниях наиболее ценных работников, а также переманить от конкурентов хороших специалистов. Вот тут в дело пойдут и соцпакеты, и повышенные оклады, и обещания карьерных перспектив. Рынок труда "штормит", но не катастрофически. Кризисы рано или поздно заканчиваются. Первым среди равных после них становится именно тот, кто подошел к решению кадровых проблем со всей ответственностью - как профессиональной, так и социальной. 

Екатерина Добрынина


Поделиться в соцсетях: