Российская газета - Россияне собираются экономить практически на всем

2012-09-03

"Дорогие соседи, одолжите хлебушка, а то мы вчера автомобиль купили…" В каждой шутке есть доля шутки. Социологи холдинга Ромир выяснили, что россияне по-прежнему готовы отказывать себе в чем-то насущном, чтобы сделать в итоге крупную покупку. Но и с большими тратами они сейчас несколько сократили "планов громадьё". 

Социологи при этом сравнили итоги двух аналогичных опросов, проведенных сейчас и в ноябре 2011 года. И проверили, насколько оправдались их прогнозы годичной давности насчет того, на что россияне все-таки будут тратить деньги в особо крупных размерах, а с чем решат повременить. И год назад, и сейчас своим респондентам они задавали один и тот же вопрос - что они купили за последние полгода и что собираются приобрести в ближайшие 6 месяцев. В ноябре 2011 г. опросы зафиксировали довольно сильное "снижение потребительских настроений" россиян - то есть желание отложить на потом ряд крупных покупок. 

Оно касалось 8 из 10 статей крупных расходов - например, на одежду, развлечения, отдых, ремонт, образование, медицинские услуги и т.д. Так, 44% сказали, что мебель они уже купили и 35% - что собираются это сделать. Четверть россиян успели потратиться на медицинские услуги, лишь 15% это планировали. Каждый десятый (11%) приобрел новый дорогой мобильник, хотели купить его в ближайшем будущем 4%. Разве что примерно поровну купили и только собирались купить мебель (10 и 9%) или автомобиль (7 и 6%). 

В целом число семей, которые на ближайшее полугодие планировали те или иные крупные расходы, было значительно (на 15-45%) меньше тех, кто с деньгами на эти цели уже расстался и мечту материализовал. Понятно, что в "протокол о намерениях" жизнь не могла не внести коррективы - хотя бы потому, что траты на медицину или ремонт машины редко бывают запланированными и обычно становятся суровой необходимость и неприятной неожиданностью одновременно. Так и оказалось, например, с авторемонтом. 

По данным опроса-2012, доля семей, чей бюджет пострадал от вероломного нападения со стороны автосервиса, не только не снизилась, а даже несколько возросла (до 12%). Слегка сократилось число тех, кто купил "навороченный" мобильник. Правда, отмечают социологи, этот предмет бытовой техники в последнее время стал для многих не крупной покупкой, на которую надо долго копить деньги, а "непродовольственным товаром импульсивного спроса", который покупают внезапно и "под настроение". 

Естественно, это относится скорее к моделям в пределах 2,5 тысяч рублей, но тенденция налицо. А вот снижение за год с 24% до 18% доли семей, в бюджете которых крупной статьей расходов является оплата медицинских услуг, по мнению социологов Ромир, свидетельствует о том, что люди все чаще стали в целях экономии обращаться в бесплатные медучреждения и фактически "экономить на собственном здоровье". Достаточно резко (в два раза - с 14% до 7%) сократились за год расходы людей на всяческие развлечения (театры, рестораны, концерты и пр.). Меньше россияне стали тратить на ремонт или перепланировку квартиры (с 18 до 13%). Но чаще всего люди теперь экономят на покупках одежды и обуви. 

Год назад делали крупные покупки таких товаров 44%, сейчас - только 32%. Безусловно, сказались и сезонные факторы (во втором полугодии люди покупают зимнюю, более дорогую одежду и обувь), но все-таки их влияние обычно не настолько велико. На чем нашим согражданам сэкономить не удалось, хотя они искренне пытались это сделать, - на летнем отдыхе и на уже упоминавшемся авторемонте. Насчет отдыха социологи Ромир пояснили, что, видимо, граждане у нас не только экономные, но и дальновидные: у многих вошло в привычку покупать билеты и путевки за несколько месяцев до отпуска, и хотя пик сезона приходится на июль-август, расходы пришлось совершать еще в апреле-мае. В рамках запланированного остались расходы на образование (10%), на покупку крупной бытовой техники (4-6%) и др. На 3% больше граждан, чем собирались изначально, купили себе компьютеры и даже квартиры или дачи. 

Правда, самих таких покупателей относительно немного, около 6% от общего числа респондентов. Как показывают опросы, россияне сейчас настроены экономить решительно на всем и везде. Кроме разве что мебели и инвестиций в недвижимость (квартиру или дачу). Социологов Ромир особенно поразил "оптимизм", с которым россияне оценивают возможность проблем с семейным автомобилем. Вложившись в ремонт своих "ласточек" в первой половине года, они уверены, что во втором полугодии с машиной уже ничего плохо случиться не может. 

При том, что возраст половины этих авто уже перевалил за весьма солидные, по автомобильным меркам, 7 лет. Каждый десятый из наших экономных сограждан собирается в ближайшие полгода купить мебель, что, по мнению социологов, должно обрадовать хоть кого-то из производителей товаров народного потребления. А солидная часть граждан действует по логике кота Матроскина из известного мультфильма - "я ничего покупать не буду, я экономить буду". Четверть россиян (24%) ничего из дорогостоящих товаров так и не купила, а треть (33%) и не собирается. 

 Екатерина Добрынина