Российская газета - Стрела гламура

2016-07-18

Жители России стали чаще брать одежду напрокат

Россияне теряют интерес к шопингу. К тому же за один поход в магазин тратят сейчас не больше того, что оставляли там еще три-четыре года назад. И это несмотря на инфляцию. Зато все большим спросом пользуется прокат: транспорта, оборудования и... одежды.

В июне средний чек рядового завсегдатая отечественных магазинов, проще говоря, сумма, потраченная за один поход за покупками, составил всего 504 рубля. Аналитики исследовательского холдинга "Ромир", которые вычисляют этот показатель, отмечают, что по сравнению с июнем прошлого года средний чек уменьшился на 55 рублей - почти 10 процентов своей стоимости. С учетом накопленной за это время инфляции в 7,5 процента за год чек потерял почти шестую свою часть.

В последнее время изменилось и поведение покупателей. Если в предыдущие месяцы они, чтобы сэкономить, чаще ходили по магазинам в поисках лучших ценовых и промопредложений, то сейчас есть повод говорить о том, что жители страны теряют интерес уже и к интенсивному шопингу. Единоразово жители страны оставляют на кассе примерно столько же, сколько раньше, но теперь делают покупки чуть реже.

Между тем, все большей популярностью начинают пользоваться услуги, которые позволяют получить ту или иную вещь во временное пользование и, разумеется, требуют меньших расходов. Все больше россиян, особенно из числа жителей крупных городов, пользуются арендными автомобилями, берут напрокат домашние инструменты и оборудование, спортивное снаряжение и, как ни странно, одежду. На покупке новых предметов гардероба, согласно исследованию Nielsen, сейчас предпочитают экономить 63 процента граждан. Для некоторых возможность брать наряды напрокат оказывается хорошим выходом из положения.

Схема проста: человек выбирает понравившийся предмет гардероба, вносит оплату и залог, красуется в офисе или на вечеринке, потом наряд возвращает. "Ниша аренды одежды за последнее время увеличилась, и, конечно, в первую очередь это связано с текущей экономической ситуацией", - отмечает Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion ConsultingGroup. Цены на одежду выросли довольно значительно, а более всего на модные вещи со сложным кроем, сделанные с применением более сложных материалов и фурнитуры, то есть на "дизайнерские модели" - коктейльные и вечерние платья, декоративные блузы, поясняет она. В то же время кризис подкрепил зародившийся тренд экономичности, и покупать стали реже, более продуманно относиться и к своему гардеробу, и к своему кошельку.

"В таких условиях покупку, например, вечернего платья на один раз, для корпоратива, дня рождения или выпускного, потребителю будет сложно осилить и материально, и психологически, - говорит Гаспарян. - "Рентабельность" такой покупки наряда крайне низкая, поэтому аренда праздничного платья - отличный вариант, помогающий сэкономить и деньги, и душевное спокойствие".

Именно поэтому наибольший спрос приходится на праздничный гардероб, хотя есть магазины и сервисы, которые предлагают также предметы повседневного гардероба и могут похвастаться массой клиентов.

Кто пользуется услугой проката одежды? Как ни странно, люди с самым разным достатком. Во-первых, это представители так называемого "среднего класса". "Их доходы значительно упали в кризис. Однако эти люди привыкли к определенному классу в одежде, не готовы спускаться в более низкий ценовой сегмент, поэтому любыми способами пытаются сохранить набор любимых брендов в своем гардеробе, - замечает Ануш Гаспарян. - Во-вторых, в числе поклонников одежды напрокат - новое поколение рационального потребителя, нацеленного в принципе меньше покупать. Его представители активно участвуют в различных экологических инициативах одежных брендов, гаражных распродажах и обменах. Среди потребителей ниши также могут встречаться и покупатели люкса, которые так или иначе в кризис тоже стали более рациональными и осторожными в тратах", - констатирует Гаспарян.

Впрочем, несмотря на растущую популярность сегмента одежды напрокат, на фэшн-ретейл сильного влияния он не окажет. Это просто новая, востребованная на данный момент ниша, которая будет расти, но не более чем, к примеру, ниша индивидуального пошива одежды, полагают эксперты.