Российская газета. Куда бы вы потратили миллион?

31 Мая 2012

Старая, старая шутка. Если ты выиграешь в лотерею миллион, куда ты потратишь деньги? - Прежде всего раздам долги. - А остальные? - А остальные пусть еще подождут.

Социологи шутят в нерабочее время, а по долгу службы решили все-таки поинтересоваться у граждан России, как бы они распорядились тем самым миллионом долларов, если бы он (мечта многих) внезапно оказался бы у них в руках - например, как выигрыш в лотерею. Вариант "Марио идет грабить банк", конечно, не рассматривался - только легальные источники внезапного дохода.

Судя по данным, опубликованным исследовательским холдингом Ромир, наши люди "в булочную на такси не ездят", но неожиданному богатству применение нашли бы в любом случае. Среди наиболее частых ответов - покупка жилья, авто и каких-либо предметов роскоши, оплата образования и путешествий. Каждый восьмой мечтает стать рантье - положить деньги в банк и жить на проценты (банки должны быть счастливы, что им теперь так сильно доверяют, но доверие кажущееся - просто люди другой альтернативы хранению денег под матрасом не видят). А вот открыть собственное дело, даже на шальные деньги и только на словах, готов лишь один из одиннадцати.

Треть россиян (33%) потратили бы свой выигрыш на покупку квартиры, дома, автомобиля или какого-либо предмета роскоши. Любви к такого рода богатству покорны все возрасты и "социальные группы": мужчины и женщины, молодежь и люди постарше, с разным доходом и образованием. Только россияне старше 60 лет и жители небольших городов с населением менее 100 тысяч жителей в меньшей степени стремились бы использовать таким образом неожиданный миллион "нерублей" (соответственно 22% и 25% в этих группах).

21% респондентов заявили, что потратили бы эти деньги на образование (свое и детей), укрепление здоровья и другие "вложения в себя", в свою семью. Такой ответ дали 18% опрошенных мужчин и 24% женщин. Стремление вкладывать деньги в здоровье и образование заметно увеличивается с возрастом (от 12-13% среди респондентов моложе 35 лет до 39% в возрастной группе старше 60 лет). Каждый восьмой участник опроса (13%) положил бы эти деньги в банк и жил бы на проценты со вклада. О жизни "скромного рантье" одинаково мечтают мужчины и женщины; молодые, среднего возраста и пожилые граждане; обеспеченные и не очень; проживающие в больших и малых городах, а также в сельской местности.

Лишь один из одиннадцати (9%) рискнул бы нежданным богатством и открыл бы свой бизнес, вложив в него часть выигрыша. Предпринимательские наклонности замечены у 11% мужчин и 8% женщин; 14% граждан моложе 45 и 2% старше 60 лет; 16% проживающих в малых городах и 10% - в сельской местности. А вот образование и уровень дохода на стремление к предпринимательству не влияют.

Замыкают пятерку меркантильных мечтаний россиян путешествия (8%). 3% россиян заявляют о своей готовности заняться благотворительностью и 2% - о желании вложить обретенные средства в развитие науки и техники. Если после этого у нас остаются претензии к государству, принимающему бюджет, - начните, дорогие сограждане, с себя и с собственных приоритетов. Государство - это мы.

Социологи напомнили, что шесть лет назад подобные вопросы россиянам Ромир уже задавал. Кризис - не кризис, ничего не изменилось: ответы были почти такими же, в пределах статистической погрешности. Ученые на этом основании делают вывод о том, что потребности и менталитет россиян за прошедшие годы не изменились. Хотя, по данным опросов, их благосостояние растет. Все больше респондентов признаются, что имеют возможность делать сбережения. Правда, довольно низкими остаются и финансовая грамотность россиян, и их доверие к банкам или инвестиционным компаниям. А уж готовность заняться собственным бизнесом у большинства граждан совсем невелика.

В этом мы отстаем от других стран. Считается, что склонность к занятиям собственным бизнесом в различных странах имеют 6-12% трудоспособных граждан. Половине из них в странах с либеральной рыночной моделью экономики удается эту склонность реализовать. Судя по полученным при опросе данным, отмечает ведущий эксперт Ромир Игорь Березин, доля россиян, имеющих склонность к организации собственного бизнеса, намного ниже нижней границы этих оценок. Если с "халявным" миллионом пошли бы в бизнес только 9% россиян, то без него - 3-4,5%. Социологи назвали малый бизнес в России "недоразвитым" и причины этого нашли не только в "некомфортном инвестиционном климате", но и в том, что мышление у наших трудоспособных сограждан по-прежнему "ренто-собесное". Правда, и социологи за это открытие миллионной премии не получили, и гражданам легче не стало.


Поделиться в соцсетях: