Sostav - Новогодняя инфляция побила рекорды

20 Января 2015

В декабре повседневные потребительские расходы выросли на 24% Повседневные потребительские расходы перед Новым годом росли быстрее, чем в предыдущие годы. По данным исследовательского холдинга Ромир, в ноябре-декабре повседневные потребительские расходы увеличились в номинальном выражении на 24%. 

Расходы на продукты питания выросли на 30%, на непродовольственные товары - на 16%. В 2013 и 2012 годах месячный рост равнялся 20%, в 2011 году "гонка Деда Мороза" ограничилась 14%, а в кризисном 2008 году предновогодний рост составил 21%. После продолжительного периода снижения реальных и номинальных повседневных расходов у среднего класса в октябре и ноябре 2014 года вновь наблюдался рост на 11-13% в номинальном выражении. 

В декабре темпы роста ускорились до 18,5% годовых. Реальный рост повседневного потребления среднего класса составил примерно 4% по итогам IV квартала. В последнем месяце 2014 года доля продуктов питания в общем объеме потребления повседневных товаров - без учета услуг и крупных покупок - выросла до 59%. Доля непродовольственных товаров снизилась до 41%. В годовом выражении декабрьские расходы на продукты питания выросли на 23%, обогнав инфляцию продуктового рынка (около 15%). Расходы на непродовольственные товары увеличились за год на 4%, отстав от непродовольственной инфляции в два раза. 

Это произошло за счет жесткой оптимизации непродовольственных расходов. В конце года россияне активно снимали средства со своих рублевых депозитов и конвертировали их в иностранную валюту. Дополнительная наличность стала "давить" на рынки товаров длительного пользования. В декабре 2014 неожиданно для самих продавцов вырос спрос на легковые автомобили. В то время как с февраля по октябрь продажи падали на 10-25% от месяца к месяцу, декабрьские продажи выросли на 2,5% к аналогичному периоду 2013 года. 

На рынке крупной бытовой и компьютерной техники также случился бум продаж в результате ажиотажного спроса. За две недели были распроданы товары, не находившие своего покупателя предыдущие 11 месяцев. Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, которые представляют покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек.


Поделиться в соцсетях: