Sostav.ru - Условия по выбору медиаизмерителя изменят

2014-12-03

Организаторов конкурса подвела плохая экономика 

Индустриальный комитет по телеизмерениям (ИКТ) не стал отменять конкурс по выбору единого медиаизмерителя, как сообщалось ранее, а лишь готовит корректировки к его условиям исходя из меняющейся экономической ситуации. Об этом говорится в официальном обращении, обнародованном сегодня на сайте ИКТ. Напомним, Комитет был создан крупнейшими медиахолдингами - "Первым каналом", ВГТРК и "Газпром-медиа" - специально для проведения конкурса по выбору единого медиаизмерителя. В конкурсной документации были прописаны условия, предъявляемые к соискателям, которые предполагали существенное расширение панели и методологии по сравнению с имевшейся на тот момент у TNS Russia. 

Однако и "приз" победителю предлагался на маленький: по скорректированным в конце сентября условиям, речь шла о сумме в 35 млн долларов в год без НДС в пересчете на рубли по курсу ЦБ, установленному на первый рабочий день 2017 года. С 1 января 2018 года годовая стоимость ежегодно должна корректироваться в соответствии с официальными данными по инфляции. Всего контракт рассчитан на 10 лет. 

1 октября закончился прием заявок на участие в конкурсе, и в итоге среди кандидатов остались четыре компании, хотя изначально планировали участвовать восемь. Среди претендентов были текущий медиаизмеритель TNS Russia, компании Nielsen и GfK, а также отечественный холдинг "Ромир". Победителя тендера планировали назвать в конце ноября, однако к указанному сроку он не был назван. За прошедшее время TNS Russia разработала и представила обновленную систему медиаизмерения, которая должна была удовлетворить устроителей конкурса: была расширена панель, переработана технологическая часть и т.д., как для телеизмерений, так и для других медиа. 

Весь набор новшеств был представлен в прошлом месяце на клиентской конференции компании. Плюс треть к цене Однако нестабильная ситуация на рынке сыграла против организаторов конкурса: за прошедшее время стоимость национальной валюты по отношению к доллару снизилась на треть, и ровно на столько же возросли затраты устроителей конкурса. 

Если в сентябре общая сумма контракта оценивалась в 12,25 млрд рублей без учета НДС и инфляционных колебаний, то к настоящему моменту она возросла до 18,9 млрд. И это при том, что ранее президент "Ромир" Андрей Милехин заявлял в интервью Sostav.ru, что сумма контракта завышена минимум вдвое. Тендер и деятельность Комитета финансируется участниками партнерства, которые вносят равные доли: это "Первый канал", ВГТРК, "Газпром-Медиа Холдинг", "СТС Медиа" и "Национальная Медиа Группа". 

Аналитики предрекают, что по итогам 2014 года российский рекламный рынок продемонстрирует стагнационные тенденции, а в следующем году в связи со значительным сокращением маркетинговых бюджетов ключевых рекламодателей рынок уйдет в минус (по различным оценкам - от 10 до 20%). На этом фоне пересмотр условий конкурса был вполне ожидаемым решением. 

В сегодняшнем сообщении ИКТ говорится о том, что участники в своих предложениях не учли средне- и долгосрочную перспективу развития рынка. Кроме того, срок контракта с победителем, определенный сейчас в 10 лет, является на данный момент "чрезмерным и несвоевременным". 

В связи с этим Комитет принял решение скорректировать условия конкурса, и обещает обнародовать их в ближайшее время. Не первая попытка В истории российской медиаиндустрии было несколько попыток найти альтернативу TNS Russia, однако все они оказались безрезультатными. В 2002 году "Первый канал " создал Собственную службу телеизмерений (СТИ), после чего отказался от услуг TNS. 

Долгое время аналитика СТИ использовалась для внутренних нужд канала, а также предоставлялась другим каналам и аналитикам по запросу, в 2012 году был запущен сайт sti-rating.ru, доступный для всех желающих. В 2003 году состоялся громкий тендер, который провел "Медиа Комитет", учрежденный Минпечати, телеканалами и АКАР. TNS тогда отказалась от участия в непрозрачном, по ее мнению, конкурсе, после чего из "Медиа Комитета" вышли АКАР и большинство телеканалов. 

Победителем тендера была объявлена итальянская AGB, но "Медиа комитет" так и не смог профинансировать контракт. В 2010 году Минкомсвязи объявило экспертное обсуждение телеизмерений в России и предложило исследовательским компаниям поделиться своими наработками - к дискуссии подключились TNS Russia, GfK-Rus (входит в немецкую группу GfK, которая проводит, в частности, телеизмерения на Украине) и российский "Ромир". Как заявляло ведомство, обсуждение должно был стать предварительным этапом тендера, который рано или поздно будет проведен, так как российский ТВ-рынок нуждается в официальном измерителе. 

Андрей Дружинин