ТАСС - Методы социологии не успевают за изменениями в обществе - эксперт «Российской газете»

2017-07-11

Скорость изменений в обществе приводит к тому, что методология социологических исследований не успевает на них реагировать. Такое мнение в интервью «Российской газете» высказал вице-президент ассоциации исследовательских агентств Gallup International, президент исследовательского холдинга «Ромир» Андрей Милехин.

«В обществе изменения нарастают стремительно, за ними не успевает ни методология исследований, ни система подготовки ученых», - сказал газете Милехин.

«Впервые в истории человечества мы наблюдаем глобализацию не политическую, не экономическую, а информационную. <...> Это приводит к невероятным информационным эффектам. Получается, что традиционная социология косвенно замеряет прежде всего силу воздействия глобальных СМИ на общество, а не отражение реальной ситуации в той или иной точке планеты», - считает ученый. В этих условиях «исследования должны касаться базовых вещей, фактов, ценностей и по возможности не затрагивать конъюнктурные темы», отметил он.

Кроме того, большая часть людей вообще не участвует в опросах и работающие по стандартной методике социологи их просто «не видят», а тем временем такие «невидимки» могут не вписываться в существующую социально-политическую систему и способны ее изменить.

«Именно на этом строилась кампания Дональда Трампа, которая шла в основном через интернет, соцсети, узкие целевые группы и «точечное таргетирование». То, что произошло перед выборами в США, - по сути, крах традиционной социологии с ее простроенными выборками, контролируемыми методиками, отборами и так далее», - напомнил Милехин.

При этом президент «Ромира» не видит необходимости в отмене массовых опросов, но считает, что онлайн-опросы все чаще станут приходить на смену традиционным интервью на дому.