ТАСС - Россияне в этом году менее активно закупаются перед новогодними праздниками
Россияне в 2015 году не очень активно закупают потребительские товары перед новогодними праздниками, о чем свидетельствуют показатели ноября. Об этом говорится в ежемесячном мониторинге Минэкономразвития с ссылкой на данные исследовательского холдинга Ромир.
"В предыдущие годы традиционно потребители уже в ноябре начинали предновогодние закупки, увеличивая объемы повседневных расходов. По мнению экспертов, потребители в ноябре несколько сократили частоту посещения магазинов. Видимо, они решили сэкономить перед предстоящей традиционной декабрьской закупкой подарков и продуктов к праздничному столу и на долгие каникулы. Экономию продемонстрировали даже те категории потребителей, потребительское поведение которых ранее было иным", - отмечается в мониторинге.
Такое поведение характерно не только для жителей малых городов, но и миллионников, отмечают эксперты. В ноябре текущего года индекс потребительской активности оказался ниже значений и прошлого, и позапрошлого годов. Более того, значение индекса в ноябре этого года оказалось даже ниже показателя 2012 года, что наблюдается впервые.
"На стезю экономии опять возвратились представители низкодоходной и среднедоходной групп, которые изрядно потратились в октябре. В отличие от кризиса 2008-2009 гг. в 2015 году потребление продовольственных товаров упало также сильно, как и потребление непродовольственных товаров", - сообщают эксперты. Сокращение потребления продуктов стало реакцией на рост цен, связанный как с девальвацией рубля, так и с эффектом контрсанкций, полагают эксперты.
На сокращение потребления непродовольственных товаров, кроме девальвации, повлияло снижение доступности кредита: прирост кредитов населению был отрицательным в течение всего года. В целом оборот розничной торговли в РФ в ноябре снизился с очисткой от сезонности на 0,8%, отмечает МЭР в мониторинге. По итогам января-ноября 2015 года оборот розничной торговли снизился на 9,3%. При этом оборот розничной торговли пищевыми продуктами сократился на 8,9%, непродовольственными товарами - на 9,7%.
Поделиться в соцсетях: