ТАСС — Эксперты: в РФ потребители прошли пять стадий перехода "к новой реальности" из-за пандемии

2020-10-13

МОСКВА, 13 октября. /ТАСС/. Российские потребители за время пандемии коронавируса пережили пять стадий потребительских привычек в своем переходе "к новой реальности". Об этом говорится в исследовании Boston Consulting Group (BCG) и холдинга "Ромир" "Российские потребители - новая реальность".

"Российские потребители прошли через пять стадий COVID-19: затишье перед бурей, вспышка и закупка впрок, стабилизация, восстановление после пандемии и новая реальность", - говорится в исследовании.

Первая стадия пришлась на период с января по март, когда COVID-19 казался внешней проблемой, Россия представлялась безопасным убежищем и карантин не требовался. Во время второй стадии с марта по май россияне скупали товары впрок. Во время этой стадии были установлены нерабочие дни. Магазины наращивали производственные мощности, а покупатели пробовали доставку из онлайн-магазинов и сервисов.

Во время стадии стабилизации с мая по июнь потребители адаптировались к новой системе совершения закупок с более редким и менее удобным шопингом, предприятия и работники привыкли к новой ситуации. Стадия восстановления после пандемии (июнь-сентябрь) ознаменовалась тем, что количество выздоровевших от коронавируса превышало число заразившихся, карантин был снят, и потребители старались "наверстать упущенное, делая покупки во всех основных товарных категориях", а рестораны восстановили трафик.

Конец 2020 года - начало "новой реальности", когда потребителей беспокоит вероятность наступления второй волны. "Они избегают ненужных поездок и работают в удаленном режиме несколько дней в неделю. Предприниматели "цифровизируют" свое предложение и цепочку поставок", - указывают эксперты.

Многие респонденты уже привыкли к новому образу жизни, отмечают аналитики. Так, в ходе исследования был выявлен ряд абсолютно новых привычек, развившихся в период пандемии и социального дистанцирования. В частности, 43% опрошенных в Москве согласны с тем, что социальное дистанцирование помогает избежать заражения вирусом.

Тренды
"Изменения в потребительском поведении и пересмотр стратегий трат, произошедшие в течение этого года, безусловно будут иметь долгосрочное влияние. До трети россиян в принципе не ожидают, что в дальнейшем будут тратить столько же, сколько тратили до пандемии в таких сферах как, например, путешествия и рестораны. Это, конечно, говорит не о какой-то "гибели" отраслей, а скорее о том, что представителям всех индустрий сейчас необходимо подстраиваться под происходящие изменения и придумывать новые решения по перестройке бизнеса", - считает исполнительный директор холдинга "Ромир" Инна Караева.

Так, 36% россиян, опрошенных BCG и "Ромир", после завершения пандемии не смогут тратить на походы в рестораны докризисную сумму, порядка 22% готовы восстановить уровень трат на питание вне дома на горизонте одного года, 26% потребуется для этого несколько месяцев, 17% - несколько недель. Порядка 34% респондентов не восстановят траты на путешествия даже после снятия всех ограничений, а 35% опрошенных считают, что в течение года будут экономить на отдыхе. Для 17% траты на путешествия вернутся к прежнему уровню через несколько месяцев, а для 14% - через несколько недель.

При этом уровень тревожности потребителей снижается, отмечают эксперты. Доля тех, кто оценивает путешествия и развлечения как связанные с риском заражения, по сравнению с апрелем, снизилась на 16% для категории "Путешествия", на 18% - для "Развлечений" и на 15% - для "Ресторанов". Результаты опроса демонстрируют, что быстрее всего восстановится уровень трат по категориям "Продовольственные товары", "Одежда и обувь". Тем не менее, чистое снижение спроса пока ожидается в примерно 90% категорий; больше всего под давлением оказались сфера развлечений и предметы роскоши.

"В целом мы видим усиление тенденций, которые проявлялись и до пандемии: рост распространения электронной коммерции и цифровых технологий (около 40% респондентов планируют тратить больше в каналах электронной коммерции), рост спроса на товары, связанные со здоровьем и уходом за собой (10% опрошенных собираются тратить больше на эти товары), стремление купить по низкой цене и охоту за выгодными предложениями (около 59% опрошенных ощущают финансовую незащищенность), изменение офлайн-опыта и ускорение автоматизации (30-40% потребителей будут меньше тратить в моллах и ТЦ). Все эти тенденции имеют серьезный потенциал для того, чтобы закрепиться и сохранить свое влияние и после пандемии", - заключил управляющий директор и партнер BCG Иван Котов.

Методология
В ходе исследования в сентябре 2020 года проведена работа с 1,5 тыс. респондентов из разных социально-демографических групп с углубленным исследованием по Москве. Выборка репрезентирует городское население России.

Проанализированы данные о потребительских расходах в 40+ товарных категориях.


Поделиться в соцсетях: