Труд - 199 рублей - уже не деньги

16 Сентября 2016

Сразу в нескольких регионах страны супермаркеты торговой сети "Светофор" перестали отпускать покупки ниже определенной суммы. Людям предлагали приобрести в магазине что-то еще, а в случае отказа просили покинуть торговый зал.

В Свердловской области, Респуб-лике Татарстан, Красноярском крае в сети "Светофор" на кассах появились объявления, что размер минимального чека составляет где 200, где 300, а где и вовсе 400 рублей. То есть зайти просто за батоном хлеба или пакетом молока теперь уже не получится. Естественно, покупатели были возмущены и искренне недоумевали по поводу того, зачем крупной торговой сети понадобилось таким нелицеприятным способом избавляться от части клиентов. Неужели дела настолько хороши, что менедж-мент решил отсечь наименее платежеспособную аудиторию и сконцентрировать усилия на продвижении товаров для среднего и верхнего среднего класса?

В самой компании такой шаг объясняют витиевато: мол, бизнес-модель торговой сети строится на принципах мелкооптовой торговли, которые позволяют обеспечивать хорошие обороты и держать цены на более привлекательном уровне, чем у конкурентов. А коль речь не о розничной, а о мелкооптовой торговле, то и нарушения прав потребителей нет, тем более что установления минимального размера чека в магазине нет - эта мера носит рекомендательный характер. Однако о последнем узнают далеко не все, а только продвинутые и упорные граждане, которые как следует поскандалят с менеджерами магазина.

Впрочем, Роспотребнадзор не стал делать вид, что купился на "рекомендательные" уловки, и начал в отношении сети "Светофор" проверку, которая для компании обернется как минимум серьезными штрафами.

Контролирующее ведомство исходит из того, что закон "О торговле" один как для розничных, так и для оптовых участников рынка. А раз так, то введение покупательского минимума - это откровенное нарушение прав потребителей.

Понимая идиотизм ситуации, кассиры некоторых супермаркетов решают проблему суммы покупки самостоятельно. Видя, что у кого-либо из покупателей в очереди товаров на ленте заведомо мало, они просто не закрывают предыдущий чек и добивают в него небольшие суммы. Понятно, что это не совсем правильно, но зато позволяет избежать скандалов.

Так кому, а главное, зачем нужен весь этот цирк? Ответ связан с кризисными явлениями, которые переживает сетевая торговля. В минувшие выходные холдинг "Ромир" опубликовал результаты масштабного исследования, посвященного покупательской активности в различных регионах нашей страны. Из обнародованных цифр следует, что основная масса людей не видит поводов для оптимизма и продолжает экономить на самом необходимом.

Как следствие, с начала года наблюдается устойчивая тенденция к снижению размера среднего чека в супермаркетах. В абсолютных цифрах сильнее всего он уменьшился в столичном регионе (с 663 до 641 руб-ля), а в процентах - на Урале (на 5,4 пунк-та). А с учетом накопленной инфляции сокращение чека в разных регионах составляет уже 15 и более процентов.

Сильнее всего падение покупательской активности бьет именно по сетевым супермаркетам нижнего ценового сегмента и гипермаркетам, где размер среднего чека за последний год усох почти на четверть и составляет на сегодняшний день 498 рублей. Исходя из этих данных становится понятно, что действия менедж-мента торговой сети "Светофор" - это ни в коем случае не самодурство, а попытка любыми способами улучшить показатели. Вот только не получится ли так, что в погоне за красивой цифрой чека уйдут на второй план реальные проблемы торговой бизнес-модели, что чревато падением доверия покупателей и, как следствие, оборотов и прибыли.

Максим Башкеев


Поделиться в соцсетях: