Труд - Где взять деньги, брат?

2012-12-07

В Министерстве культуры определили список социально значимых тем для новых отечественных фильмов, которые уже в следующем году получат приоритетную поддержку государства. Тем самым, считает "Труд", на художников набрасывают денежную удавку посуровее идеологических препон, существовавших в СССР. Всего в представленном списке 12 тем, и все ура-патриотические: "Военная слава России", "Малоизвестные и яркие страницы Великой Отечественной", "К 400-летию окончания Смуты", "К 400-летию дома Романовых": 

В Министерстве культуры уверяют, что этот перечень составляли в соответствии с исследованиями, проведенными фондами "Общественное мнение" и "Ромир", - якобы именно на такие фильмы хотят и будут ходить отечественные зрители. Откуда у высоколобых исследователей такие сведения, непонятно, зато всем известно: наш зритель предпочитает не патриотические недоблокбастеры, а голливудское кино. Впрочем, никто не спорит, что снимать хорошее кино про любовь к родине - дело благое. 

Только инициатива не должна быть приказом сверху. Тематическое планирование на государственном уровне, по сути, означает прямое ограничение свободы художника, которого не было даже в СССР. Сумели же снять свои картины Тарковский, Гайдай, Герман, причем на государственные деньги. А смогли бы сейчас - вопрос. Присмотритесь к темам: они не только загоняют художника в рамки определенного периода в истории России, но и буквально диктуют идею всего произведения. 

Взять хотя бы тему "Люди долга: живая память войны в Афганистане": здесь уже сказано, как именно и про кого нужно снимать. Наверное, ленты вроде "Кандагара" Андрея Кавуна и получили бы бюджетные деньги по этой статье. Но если бы в Минкульт пришел, скажем, Алексей Балабанов со сценарием "Груза 200", его бы послали куда подальше. Хотя еще неизвестно, какое кино снято с большей любовью к родине - блокбастер "Кандагар" или жестоко-честный "Груз 200". Или возьмите режиссера Сергея Лозницу, чьи фильмы "Счастье мое" и "В тумане", очевидно, надо отнести к категории "Военная слава России: победы и победители". Вот только и победы, и победители показаны у него так неоднозначно, что любой чиновник Минкульта начал бы плеваться. Есть в перечне и список тем про современность. 

К примеру, "Закон и правопорядок: герои современного общества в борьбе с преступностью и террором". И тут опять вспоминается Алексей Балабанов, снявший первый в истории новой России окупившийся в прокате боевик "Брат". Преступности в его фильме - тьма, а кто с ней борется? Добрый и харизматичный юноша, который в координатах закона и правопорядка сам является преступником. Дали бы Балабанову денег на съемки такого фильма? Нет. Похоже, нынешний Минкульт все отчетливее превращается в министерство пропаганды. 

Правда, за два постсоветских десятилетия тут уловили, что идеологические системы контроля за творчеством устарели, поэтому чиновники перешли на денежные удавки. Хочешь получать государственные деньги - снимай на "социально значимые темы", нет - скатертью дорога в продюсерские компании или в другие страны (как это делает Лозница). В Советском Союзе гениальным художникам удавалось преодолевать идеологические барьеры, с сегодняшней властью денег тягаться намного труднее. 

Елена Ищенко