Труд - Из-за кризиса россияне сокращают расходы на питание и ищут вторую работу
Опрос "Ромира" показал, как большинство россиян справляются с финансовыми проблемами
Статистическое исследование "Левады-центра", проведенное в феврале, показал, что все больше россиян определяют экономическую ситуацию в стране как кризисную: таковой ее признали 82% опрошенных центром респондентов, при этом об отсутствии экономического кризиса заявили лишь 12 процентов опрошенных. 21% респондентов предположили, что кризис затянется; по мнению 23%, он продлится не менее двух лет, а 18% назвали срок в год-полтора.
Опубликованный 3 марта опрос исследовательского холдинга "Ромир" показал немного другие цифры, однако тенденция очевидна: количество россиян, называющих сложившуюся в стране ситуацию экономическим кризисом, неустанно увеличивается. По сравнению с аналогичным опросом "Ромира" прошлого года, их число выросло на 18% - с 53% в прошлом году до 71% в нынешнем. 23% респондентов считают, что в стране есть некоторые проблемы экономического характера, и лишь 2% не заметили никаких проблем - против 3% в 2015 году.
Проявляется кризис для всех по-разному: подавляющее число россиян (79%) заметили резкий рост цен и инфляцию; для 52% таким тревожным звонком стала девальвация рубля. Эти показатели с прошлого года практически не изменились, зато уменьшилось число людей, для которых кризис выражается напряженной международной обстановкой - с 32% до 23%, о санкциях против России упомянули лишь 11% опрошенных; вероятно, "кризис россияне воспринимают все-таки через призму собственного кошелька, а не макрособытий", подытоживает "Ромир".
Опрос, в котором приняли участие 1,5 тысячи человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности всех федеральных округов, показал, как россияне справляются с экономическими проблемами. Не затронул этот вопрос лишь 7% россиян - остальным приходится принимать соответствующие меры. Стоит отметить, что каждый четвертый опрошенный (25% против 21% в прошлом году) решает данный вопрос путем поиска дополнительного заработка - и это при том, что в кризис зачастую имеет место сокращение рабочих мест.
Большинство опрошенных - 39% - перераспределяют бюджет в пользу еды и самого необходимого; при этом 27% как раз на еде и необходимом экономят, сокращая расходы на эти строки семейного бюджета. Удивительно, что с прошлого года число первых уменьшилось (с 43% до 39%), а последних - резко увеличилось (с 17% до 27%). Также уменьшилось число тех, кто сокращает свои расходы на дорогостоящие покупки и товары длительного пользования - с 30% до 22%, и людей, экономящих на отдыхе и развлечениях - с 32% до 28%.
"Получается, что в целом россияне предпочитают больше экономить на еде и товарах повседневного спроса, но чуть реже отказываться от развлечений, отдыха и дорогостоящих покупок", - делает вывод специалисты холдинга. Также исследование показало, для кого кризис наиболее заметен. Чаще всего о нем говорят люди постарше - от 45 лет, и респонденты со средним или низким уровнем дохода. Многие россияне, обладающие высоким доходом, не считают сложившуюся ситуация кризисом - в то время, как 55% процентов все-таки называют ее таковой, целых 35% все-таки склонны считать ее "некоторыми экономическими трудностями".
Мария Петрова
Поделиться в соцсетях: