Ведомости - МТС удержала абонентов

21 Августа 2013


В преддверии отмены «мобильного рабства» операторы пытаются повышать лояльность абонентов. Пока лучше всех дела у МТС 

Показатель оттока абонентов МТС второй квартал подряд остается ниже 10% – во II квартале 2013 г. он уменьшился до 9,4% с 9,5% кварталом ранее, следует из опубликованной вчера отчетности оператора. 

Отток показывает, какая доля активных абонентов оператора за этот период перестала пользоваться его услугами. Это важно для операторов с учетом предстоящего с 1 декабря вступления в силу поправок к закону «О связи», разрешающих абоненту менять оператора, сохраняя мобильный номер (Mobile Number Portability, MNP). 

Показатель оттока абонентов у МТС оказался рекордно низким за последние годы (такой же был только в 2009 г.). Год назад отток составлял еще 10,5%, а во II квартале 2011 г. – 11,3%. Президент МТС Андрей Дубовсков считает,что лояльность абонентов растет благодаря маркетинговым инициативам, стимулирующим разговоры внутри сети, а также благодаря успешной борьбе оператора с мошенниками, рассылающими платные sms, и повышению качества связи. 

Рапортуют о снижении уровня оттока и конкуренты МТС. У «Вымпелкома» во II квартале 2013 г. он снизился до 14% (против 15% в январе – марте 2013 г.). «Мегафон» уровень оттока не раскрывает, но в его отчетности говорится, что снижение этого показателя во II квартале 2013 г. привело к росту абонентской базы. И все-таки самый низкий уровень оттока среди операторов «большой тройки» у МТС, убеждена ее представитель Елена Кохановская. Представитель «Мегафона» не стал это опровергать. 

Низкий показатель оттока говорит о большей лояльности абонентской базы, объясняет партнер AC & M-Consulting Антон Погребинский. На основании этих цифр можно было бы спрогнозировать, кто из операторов выиграет, а кто потеряет от введения MNP, считает он. Но «Мегафон» не называет этот показатель, а МТС рассчитывает его от более широкой абонентской базы, чем «Мегафон» и «Вымпелком», предупреждает он. Дело в том, что МТС считает активными абонентов, совершивших последнее платное действие в последние шесть месяцев, а остальные операторы – в последние три. На конец июня 2013 г., по данным AC & M-Consulting, у МТС было 71,7 млн. российских абонентов (по шестимесячному учету), у «Мегафона» – 64,1 млн, у «Вымпелкома» – 57,1 млн. (трехмесячная база). 

Еще не факт, что услуга MNP будет популярна. Весной 2012 г. опрос «Ромир» показал, что сохранить номер при смене оператора хотели бы лишь около 2% абонентов. Аналитическая компания J’son & Partners тогда же оценивала, что за два-три года после запуска MNP услугой воспользуются 3–5% пользователей, но потом эта оценка была пересмотрена: за первые годдва MNP воспользуются 5–7% абонентов. На развитых рынках услуга MNP редко популярна, но в России сменить оператора должно быть проще: мобильные счета не привязаны к банковским, нет субсидирования телефонов и т. п., замечает Погребинский. 

Четвертый по числу абонентов мобильный оператор Tele2 раскрывает только отток за последние четыре квартала – 27%, но заявляет, что он у него самый низкий. 

Последний дар «Уздунробиты» ... 

Деконсолидация узбекского бизнеса, потерянного мтС год назад из-за действий местных властей, принесла оператору во II квартале 2013 г. 3,68 млрд. руб. дополнительной чистой прибыли. Это прибыль от курсовых разниц за все время работы «Уздунробиты», которая ранее копилась на балансе МТС, а теперь отражена в отчете о прибылях и убытках, объяснил вице-президент МТС по финансам Алексей Корня. 

Олег Сальманов, ВЕДОМОСТИ


Поделиться в соцсетях: