Ведомости - Покупатели на диете

10 Декабря 2015

Из-за роста цен более 70% жителей Северо-Запада сократили расходы, а 12% отказались от некоторых покупок, в том числе автомобилей, дорогого алкоголя и парфюмерии 

Средние расходы жителей Северо-Запада за один поход в магазин розничной торговли с начала 2015 г. уменьшились на 8,7% с 723 до 660 руб., свидетельствуют данные холдинга «Ромир». Индекс «Средний чек» рассчитывается ежемесячно на основе Romir Scan Panel, в которой участвует 10000 покупателей. Реальная начисленная зарплата с учетом потребительских цен в сентябре 2015 г. составила в Петербурге 41 709 руб., на 10,2% меньше, чем годом ранее, следует из данных Петростата. Инфляция с начала года достигла 12,1%. 

Более 70% респондентов на Северо-Западе сократили расходы в связи с повышением цен, следует из результатов опроса «Ромира» (см. инфографику). Исследование завершено в сентябре, в нем участвовало 1500 респондентов в России. Многие петербуржцы готовы значительно снизить свои траты на развлечения, отдых, путешествия, деликатесы, алкоголь, одежду, обувь, косметику и парфюмерию, от некоторых позиций отказаться совсем. 

В течение этого года покупательная способность населения неуклонно снижалась вслед за падением курса рубля и повышением цен, говорит первый заместитель гендиректора «220 вольт» Леонид Довладбегян. Цены следуют за курсом рубля, доля импорта на непродовольственном рынке довольно высока, товарный рынок инертнее валютного, поэтому резких скачков цен удается избежать, отмечает член совета директоров ООО «Максидом» Мария Евневич. Представитель «Дикси» Екатерина Куманина согласна, что ускорение продуктовой инфляции связано с валютными колебаниями, которые влияют на себестоимость производства. Изменение цен коснулось и «Меди»: сеть клиник закупает оборудование и материалы у зарубежных производителей, объясняет гендиректор ЗАО «Меди» Марина Касумова. 

По словам Евневич, основной рост цен - на 7-12% - пришелся на декабрь 2014 г., с января по октябрь этого года цены в «Макси- доме» выросли в среднем на 8%. В ООО «СТД «Петрович» рост тоже около 8%, говорит гендиректор сети Евгений Мовчан. В мае рестораны «Две палочки» подняли цены на 2%, в ноябре - на 3%, сеть не может переложить рост цен на продукты на гостя, говорит ее представитель. Цены на медуслуги выросли в среднем на 15%, говорит Касумова. Рост цен в той или иной мере коснулся всех сегментов автомобильного рынка, говорит гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая. С начала года цены легковых автомобилей Volkswagen выросли на 2-11%, Skoda - на 11-24%, Audi - в среднем на 25%, рассказывал в сентябре директор по маркетингу и CRM группы компаний Wagner Михаил Подушко. Сеть «Лента» старается ограничить инфляцию для покупателей, инвестирует часть своей маржи в цены для сохранения низких цен, объясняет гендиректор «Ленты» Ян Дюннинг. 

По данным «Петростата», оборот розничной торговли в Петербурге в январе - октябре уменьшился на 10,7% до 857,4 млрд. руб. Основное сокращение потребительской корзины пришлось на первое полугодие, в основном это овощи, фрукты, ягоды, гастрономическая и деликатесная продукция, премиальный алкоголь, перечисляет представитель ООО «ТД «Интерторг» (управляет универсамами «Народная 7Я семьЯ», «идеЯ» и Spar). Характерной чертой года она называет переключение с замороженных продуктов и полуфабрикатов на охлажденную продукцию, доля которой существенно увеличилась. В «Максидоме» средний чек, по словам Евневич, вырос на 5% по сравнению с прошлым годом, число чеков снизилось на 3,3%. Средняя покупка в сети «Петрович» стала дешевле на 4% (1200 руб.), но число транзакций увеличилось на 22%, говорит Мовчан. Средний чек магазинов «Интерторга» за 11 месяцев 2015 г. увеличился на 17% до 340 руб. по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. В сети «Две палочки» средний чек в Петербурге держался в 2015 г. в диапазоне 700-800 руб. с небольшими сезонными колебаниями, сообщила представитель сети. В целом снижение позиций в нем происходит за счет барного меню, добавила она. Средний чек в сети магазинов фермерских продуктов «Гирлянда» сократился примерно на 20%, говорила в сентябре ее совладелица Алена Гилилова. 

Трафик и конверсия покупателей падают, что негативно отражается на обороте компании, объясняет один из ритейлеров бытовой техники. Покупателей становится меньше, но выросшие из-за инфляции и колебаний курса валют цены не дают упасть среднему чеку. В интернет- магазине цифровой техники «Кей» продажи сократились на 10-15% за 11 месяцев 2015 г. по сравнению с тем же периодом в 2014 г., в штуках падение больше, говорит гендиректор сети Михаил Иващенко. 

В магазинах парфюмерии и косметики «Спектр» количество товаров в чеке уменьшилось в основном за счет парфюмерии, товары в этой категории иностранные, объясняет гендиректор сети Андрей Мельников. По его словам, выросшие цены перекрыли эффект от падения трафика. Уменьшилась частота покупок в ювелирной сети «Русские самоцветы», говорит гендиректор «Русских самоцветов» Сергей Докучаев. 

Всплеск потребительского спроса в конце прошлого года привел к резкому сокращению накоплений населения: покупатели приобретали дорогие товары длительного пользования впрок, говорит представитель «Юлмарта». Такое поведение клиентов стало одной из основных причин сокращения рынка бытовой техники и электроники в этом году, по оценкам компании, в разных товарных категориях он просел на 5-30% в выручке и на 25-50% в штуках по сравнению с 2014 г. 

По данным «Auto-Dealer-СПб», за 10 месяцев 2015 г. в Петербурге продано 101 511 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 34% меньше, чем годом раньше. В массовом сегменте спад был серьезным и мог бы стать просто сокрушительным, если бы не программы господдержки, говорит Луковецкая. 

В 2015 г. совокупный объем продаж жилья на 30% ниже, чем в 2014 г., но участники рынка ожидали более значительного падения, говорит вице-президент NAI Becar Илья Андреев. На спрос положительно повлияла государственная поддержка ипотечного кредитования, а также большой объем недорого предложения квартир - преимущественно в Ленобласти, добавляет он. Продажи Etalon Group и ЛСР за три квартала 2015 г. сократились в деньгах на 28 и 21% соответственно, сообщали ранее компании. В 2015 г. покупатели стали чаще отдавать предпочтение однокомнатным квартирам и студиям, на их долю пришлось 48 и 7% сделок соответственно, говорит руководитель аналитического центра «Главстрой-СПб» Петр Буслов. При этом доля двух- и трехкомнатных квартир продолжает снижаться, хотя запрос на данные типы квартиры со стороны покупателей присутствует, добавляет он. 

С января 2015 г. зафиксирован отток посетителей развлекательных центров, в течение года их стало меньше на 30-70% в зависимости от региона России, рассказывает вице-президент Союза ассоциаций и партнеров индустрии развлечений Федор Гавриченко. Оборот общепита в Петербурге за 10 месяцев снизился на 5% до 46,5 млрд. руб., следует из данных «Петростата». 

По словам Куманиной, в покупательской корзине стало чуть больше более дешевых продуктов, покупатели нередко выбирают товары под собственными торговыми марками сети, они дешевле товаров известных брендов минимум на 10% и при этом такие же качественные. Покупатель стал более чувствителен к ценам и, как следствие, внимателен к промоактивности, отмечает она. Растут продажи собственной торговой марки (СТМ) и продукции, которая участвует в промоакциях, подтверждает Дюннинг. В среднем товары СТМ «Дикси» попадают в каждый второй чек, отмечает Куманина. Дюннинг отмечает рост количества новых покупателей сети. 

В кризис покупатели стремятся сэкономить и зачастую больше внимания уделяют цене, а не бренду, согласен Довладбегян. По его словам, устойчивый рост спроса наблюдается в автомобильной технике, технике для дома и кухни, товарах для спорта и отдыха. Заметна тенденция перехода покупателей на одну ценовую категорию вниз - от более дорогих товаров к более дешевым, добавляет он. В течение года спрос, в том числе и на дорогостоящие медицинские услуги, сохраняет стабильность, говорит Касумова. 

В дальнейшем NAI Becar ожидает увеличения стоимости нового жилья не менее чем на 15-20% по причине введения новых нормативов по высотности и плотности застройки, которые приведут к сокращению объемов строительства, говорит Андреев. 

При сохранении текущего курса национальной валюты ажиотажных всплесков или, наоборот, резких спадов покупательской активности «Юлмарт» не прогнозирует, говорит его представитель. Однако общий тренд более внимательного отношения к составу потребительской корзины, ориентации на товары повседневного спроса будет усиливаться, добавляет он. Довладбегян сомневается, что в 2016 г. что-то изменится. 

По данным «Ромира», 76% покупателей уверены, что кризис закончится в 2017 г., но часть новых привычек сохранится и по окончании кризиса, что надолго изменит потребительскую среду. 

Главные траты 

По данным GfK Rus, россияне не готовы отказываться от трат на продукты питания и товары повседневного спроса, лекарства, оптику, медобслуживание, а также сокращать расходы на оплату коммунальных услуг, мобильную связь и интернет. 

Евгений Федоров, Ведомости - Санкт-Петербург


Поделиться в соцсетях: