Ведомости - Рабы sim-карточек
В России официально заработала услуга смены оператора при сохранении номера. Заявку абонент подать может, но гарантии, что ее исполнят в срок, до 15 апреля 2014 г., нет
C 1 декабря 2013 г. в России формально действует услуга MNP (Mobile number portability): абонент получал право в восьмидневный срок сменить мобильного оператора, не меняя номера телефона. Но в пятницу председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление, что с 1 декабря 2013 г. оператор, к которому переходит абонент с неизменным номером, может сам решить, когда начинать оказывать ему услуги связи. То есть обратиться с письменным заявлением о смене сети 1 декабря 2013 г. российский абонент сможет, а услугу получит не в установленный законом восьмидневный срок, а спустя какое-то время.
Приняв заявление, оператор-реципиент выдаст абоненту свою sim-карту, которая включится по мере готовности всех участников процесса, объясняет представитель Минкомсвязи. Когда sim-карта новой сети заработала, абонент узнает, получив звонок или сообщение. Переход с одного номера на другой может занять от нескольких дней до нескольких недель, говорят представители операторов. Но не бесконечно: постановление Медведева предписывает, что период, когда можно не исполнять правило восемь дней, продлится до 15 апреля 2014 г.
Никто из операторов не гарантирует, что сможет уже с 1 декабря укладываться в отведенные законом восемь дней, но все заявляют, что постараются минимизировать сроки подключения. Представители МТС и «Вымпелкома» говорят, что полностью готовы к запуску услуги, а вот остальные операторы, в том числе локальные региональные компании, фиксированные операторы, платежные системы, банки, контент-провайдеры и проч., не готовы к ней в такой же степени.
Так что при переносе номера абоненты сейчас могут испытывать проблемы с корректностью прохождения звонков, доставки сообщений, работы мобильного интернета, контент-сервисов и роуминга. МТС и «Вымпелком» не рекомендуют пользоваться новой услугой, пока не будет обеспечено ее надлежащее качество. пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева ожидает, что качество наладится в середине января.
Ни МТС, ни «Вымпелком» не ожидают сильного оттока абонентов, а прогнозом, сколько придет к ним, делиться не хотят. Представитель МТС Дмитрий Солодовников напоминает, что МТС, лидер по размеру абонентской базы, чувствует себя очень уверенно и имеет самый низкий показатель оттока в «большой тройке». Tele2 ожидает притока абонентов и считает, что отток останется на прежнем уровне. По прогнозам Tele2, услугой MNP воспользуется 10% российских абонентов. Около 20% думают о смене оператора, но воспользовавшихся услугой будет меньше, говорит представительница «Мегафона» Татьяна Зверева.
Представитель «Ростелекома» Валерий Костарев сообщил, что «Ростелеком» заканчивает внедрение решения, которое позволит оптимальным образом направлять вызовы в сеть оператора, в которой в настоящий момент обслуживается абонент, в том числе с перенесенным номером, – в течение декабря все необходимые доработки по сети фиксированной связи будут сделаны и протестированы.
Постановление правительства фактически делает срок запуска конкурентным преимуществом, объясняет замдиректора департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи Вартан Хачатуров: сливки с рынка снимет тот, кто сумеет запустить услугу быстрее. Война развернется на двух фронтах, считает аналитик AC&MConsulting Антон Погребинский: в корпоративном сегменте и сегменте высокодоходных абонентов эти категории одновременно и более других заинтересованы во внедрении MNP.
На абонентской базе операторов война несущественно отразится, уверен Погребинский: речь может идти о перетоке единиц процентов абонентов в год, но оба сегмента чувствительны, так как оказывают значительное влияние на такие важные показатели, как ARPU и выручка Зачем менять оператора По данным опроса холдинга «Ромир», половина российских абонентов готовы поменять оператора мобильной связи после 1 декабря, когда вступит в силу закон об отмене «мобильного рабства». В опросе приняли участие 1000 человек, почти половина из них пользуются услугами нескольких операторов.
Больше всего абонентов, согласно исследованию, могут уйти от «Билайна» – 51%, от МТС и «МегаФона» – по 46%, от Tele2 – 41%. Главной причиной желания сменить оператора 54% опрошенных назвали привлекательность цен у других компаний. Треть респондентов (34%) считают, что у конкурентов лучше качество связи, а 27% говорят о лучшем покрытии. Каждый пятый (21%) хочет сменить оператора ради дополнительных услуг.
Елизавета Серьгина, ВЕДОМОСТИ
Поделиться в соцсетях: