Ведомости - Услуги с интеллектом
Новые сервисы и поумневшие бытовые приборы потихоньку отбирают хлеб у домработниц. Уже через семь лет в домах будет трудиться около полумиллиона роботов-помощников. Хотя технологии вряд ли могут заменить умелые руки домашнего персонала, но обходиться без него становится все проще. У 30-летнего Ильи Куприянова, директора по развитию компании “Доктор на работе”, постоянной домработницы нет. Уборкой квартиры занимается изредка приходящая помощница.
“С остальными делами мы с моей второй половиной справляемся сами”, — рассказывает Илья. Когда он жил один, то вообще обходился без прислуги: “Дома я проводил мало времени, одежду завозил в прачечную по пути на работу, заказывал доставку еды на дом”. Однажды даже воспользовался срочной доставкой носков, когда дома не оказалось чистой пары. Только в Москве есть десятки подобных сервисов, вроде 365noskov.ru. Они привозят целую коробку черных одинаковых носков, так что даже вечную проблему их парности можно решить на год вперед. В России растет число тех, кто ненавидит работу по дому: от 21% в 2005 г. до 25% в 2013 г.
Модель для сборки
Социологи подмечают, что новые бытовые сервисы становятся привычным явлением для россиян. Например, каждый четвертый регулярно заказывает продукты и товары повседневного спроса на дом, говорится в прошлогоднем исследовании “Ромир”. А еще 47% убеждены, что будут делать это в будущем. К услуге “доставка к порогу”, которую предлагают, например, “Утконос” или “Седьмой континент”, пристрастились в основном женщины 35-44 лет.
А Илья Куприянов пользуется еще одним сервисом, который облегчает быт, — заказом продуктов, расфасованных под конкретные блюда. “Мода на домашнюю кулинарию дошла до России, люди с удовольствием экспериментируют на кухне, особенно если им предложить удобную услугу”, — убежден Сергей Ашин, генеральный директор интернет-магазина “Шефмаркет”. Покупатель получает готовую “модель для сборки”: отобранные, взвешенные и вымытые продукты, к ним прилагается рецепт в фотографиях. В результате даже новичок может готовить блюда разной сложности — от компота до утки в медовой глазури.
“25-30% наших клиентов — мужчины, и они подходят к готовке с другой стороны, нежели женщины. Воспринимают ее как игру или сборку шкафа из "Икеи": есть пошаговая инструкция, все нужные детали, рецепт очень динамичный”, — замечает Ашин. Когда магазин открылся год назад, в его “репертуаре” было 20 блюд, а сейчас уже более 200.
Ненавистная работа
Однако мода на домашнюю кулинарию не отменяет ненависти к рутинным бытовым хлопотам. Жители мегаполисов все меньше бывают дома и дорогое время предпочитают тратить на более интересные дела, чем мытье окон или натирание паркета.
В России постепенно растет доля тех, кто ненавидит домашнюю работу, — такой вывод можно сделать из опросов людей 18-54 лет, которые проводит компания Synovate Comcon. Если в 2005 году таких было 21%, то в 2013 году стало 25%. Да и к беспорядку в доме соотечественники стали относиться лояльнее: восемь лет назад он раздражал 67%, а сейчас уже 60%. “Любопытное наблюдение: если сравнивать отношение к домашней работе женщин и мужчин, то среди россиян в целом разница огромная: мужчин, которые говорят, что ненавидят работу по дому, почти вдвое больше, чем женщин, — замечает Людмила Новиченкова, директор по маркетингу Synovate Comcon. — Однако у активной высокодоходной аудитории таких гендерных отличий нет”.
Это связано, скорее всего, с тем, что у среднего класса есть вся нужная техника для упрощения быта и возможность оплатить услуги помощников по хозяйству. В результате мужчинам не приходится брать на себя часть домашних хлопот да и женщины чувствуют себя более свободными от быта, говорит Новиченкова.
Летающие помощники
Растет доля счастливых владельцев роботов-пылесосов и прочих гаджетов, которым можно делегировать самую занудную работу по дому. К примеру, число обеспеченных семей, у которых есть посудомоечная машина, выросло с 4% в 2005 году до 14% в 2013 году, говорится в исследовании Synovate Comcon.
Попытки создать робота-домохозяйку предпринимались десятки раз. В Стенфордском университете разработали помощника по дому, робота с искусственным интеллектом, который умеет находить и приносить предметы вроде чашки, карандаша или книги. Робот уже способен хватать предмет правильно: чашку за ручку, карандаш посередине, бокал за ножку. В дальнейшем он научится слышать команды, прибираться в комнатах, загружать посудомоечную машину.
Компания Electrolux взяла на вооружение разработку колумбийского студента Адриана Переза Запаты. Ее суть состоит в следующем: несколько сотен мини-роботов с пропеллерами облетают квартиру и проводят инспекцию загрязнений. Прибор предлагает хозяину сделать выбор, что стоит почистить сегодня. После того как задание получено, роботы распыляют чистящее средство, всасывают его остатки и возвращаются на исходную точку. Однако пока эта разработка — только концепт, и никакой робот сегодня не может, к примеру, вымыть сантехнику или выгладить белье.
“Обходиться без домработниц не умеют даже самые продвинутые жители Калифорнии, в этом я убедился, когда в течение месяца жил в специальном доме для стартаперов, где начинающие бизнесмены встречаются с инвесторами, участвуют в интересных мероприятиях, — рассказывает предприниматель Станислав Сажин. — Поселившиеся там американцы не могли обходиться без услуг мексиканских помощниц по хозяйству, хотя дом был оснащен лучшей бытовой техникой”.
Босс для пылесоса
Однако доступность техники, как и новых сервисов, не снижает спрос на домработниц и умелые человеческие руки, уверяют рекрутеры. Просто теперь все хотят домработниц, которые этой самой техникой умеют пользоваться, улыбается Елена Вранцева, генеральный директор кадрового бюро “Арина Родионовна”.
Спросом пользуются гувернантки, которые хорошо владеют компьютером, — чтобы помогать ребенку выполнять школьные задания-проекты. Умение обращаться с техникой становится обязательным требованием при найме домработниц. “Я в этом смысле сапожник без сапог, не успеваю подобрать для себя технически подкованный персонал, — сетует Вранцева. — Все домработницы, которые работали у меня, что-нибудь ломают, после чего мы расстаемся. Последняя вывела из строя новый пылесос”.
Быт усложнился, поэтому от домашнего персонала требуют знания все большего числа опций. Например, повара не просто должны знать какую-либо кухню, но и владеть новыми подходами к диетологии. “Бывает, что в семье муж соблюдает посты, жена придерживается белковой диеты, а сын аллергик, и повар должен организовать качественное и разнообразное питание для всех”, — поясняет Ирина Дутикова, владелица агентства по подбору домашнего персонала “Пчела”.
В три клика
Еще недавно наем домашнего персонала был прерогативой исключительно кадровых агентств и рекомендаций. Сейчас чуть ли не главным инструментом поиска нянь, домработниц, водителей, поваров, экономок и гувернанток стал интернет. В этой сфере произошел взрывной рост: если в 2009 году сайт HeadHunter публиковал 915 вакансий для таких работников в год, то сейчас уже 11 250. Чтобы не остаться за бортом, агентства стали гибко использовать все возможные средства коммуникации.
Например, в агентстве “Мастерская Зои Матлашевской” проводят собеседование с кандидатами по скайпу, предлагают видеопрезентации кандидатов и предварительный просмотр их резюме по электронной почте. Появились и специализированные интернет-сервисы, которые помогают нанять домашний персонал напрямую, в обход рекрутеров. Но по-настоящему удобных и надежных среди них пока нет, считает Станислав Сажин.
Он рассказал, что пользовался их услугами и каждый раз ему присылали неквалифицированного сантехника или электрика, за которыми приходилось все переделывать. “Мне бы хотелось, чтобы процесс найма помощника по хозяйству стал таким же простым, как покупка одежды на eBay или книг на Amazon, — в два-три клика, — уточняет Сажин. — Пока же приходится искать помощников самому, через знакомых, так получается в два-три раза дешевле, чем с привлечением кадровых агентств”.
Домашняя работа: цифры и факты
По прогнозам Европейской экономической комиссии ООН, уже к 2020 году в домах по всему миру будет трудиться 473 000 роботов. Рост населения в некоторых странах вскоре составит до 75%, конкуренция на рынке труда обострится, из-за чего произойдут заметные сдвиги в бытовой жизни и социальной динамике. Дома люди будут проводить еще меньше времени — только ночевать и отдыхать по выходным.
И тратить его на уборку для многих станет непозволительной роскошью, убежден разработчик летающих роботов-уборщиков Адриан Перез Запата. Хотя общество переживает кризис доверия, есть профессии, которым люди продолжают доверять больше всего. И домработница — из их числа. Рейтинг возглавляют учителя, в чьей добросовестности убеждены 87% участников опроса Synovate в разных странах, ученые (86%) и домработницы (84%).
Елена Горелова
Поделиться в соцсетях: