Ведомости — Кофе модно пить не дома

24 Мая 2019

Россияне все чаще пьют кофе вне дома. Причем больше половины заказов в заведениях общепита приходится на фастфуд

Кофе присутствует в каждом третьем чеке российских заведений общественного питания и его потребление растет, говорится в исследовании The NPD Group. В России теперь кофе вне дома пьют даже чаще, чем в Италии и во Франции. Изменилось и место покупки кофе: если раньше его преимущественно заказывали в кофейнях, кафе и ресторанах в завершение ужина, то теперь его пьют в фастфуде, стритфуде, рознице и столовых. За последний год - с апреля 2018 г. по март 2019 г. - больше половины заказов - 52% - пришлось на фастфуд. За аналогичный период 2017-2018 гг. этот показатель составлял 48%.

Рост потребления кофе зафиксировал и Romir Household Scan Panel: за 2018 г. в сегменте ресторанов быстрого обслуживания количество покупок выросло на четверть и превысило 78 000.

Кофе - универсальный напиток, которым принято начинать день или заканчивать трапезу, говорит эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Марина Лапенкова. Он выполняет роль снека, утоляет голод. Часто кофе покупают спонтанно: по данным NPD, 18% заказов кофе совершено импульсивно. Кофе во многом заменил перерыв на сигареты, констатирует Лапенкова. Раньше люди выходили покурить, чтобы пообщаться и ненадолго отвлечься от дел, а теперь пьют кофе. Причем так стали поступать люди всех возрастов - от молодежи до людей преклонного возраста. Активнее всего растут продажи «белой чашки» - напитка на основе эспрессо с добавлением молока, например капучино и латте, - рост за год составил 21%, отмечает NPD.

Рост популярности кофе Лапенкова объясняет его доступностью: в начале 2000-х гг. качественный напиток можно было выпить лишь в кофейнях и ресторанах. Теперь же профессиональные кофемашины и качественные зерна покупают заведения фастфуда, ритейла и АЗС.

Опрошенные «Ведомостями» крупнейшие операторы фастфуда отметили рост заказов кофе в своих сетях. Директор по связям с общественностью компании «Макдоналдс» Светлана Полякова подтвердила факт роста продаж кофе в сети: «Сегодня каждая третья чашка кофе на рынке общественного питания в России - это кофе «Макдоналдс». Но темпов роста продаж она не раскрыла.

Представить пресс-службы «Бургер кинг» говорит, что в прошлом году сеть установила новые кофе-машины и стала покупать более качественные зерна. Это привело к значительному улучшению вкуса кофе, что дало за год двузначные темпы роста продаж. «Следуя росту рынка, мы вошли в смежные сегменты и расширили кофейное меню за счет таких продуктов, как какао и холодный кофе», - добавляет собеседник «Ведомостей». Заказ все большего количества кофе навынос и к обеду отмечают и в «KFC Россия». «Мы активно развиваем этот сегмент и уверены, что такая тенденция будет сохраняться», - говорят в пресс-службе компании.

Заметили рост продаж кофе и на АЗС. «Кофе традиционно сохраняет статус самого востребованного горячего напитка на АЗС», - сказал представитель «Газпром нефти». В подтверждение он приводит следующие цифры: выручка компании от продажи горячих напитков в 2018 г. выросла на 9%, превысив 3 млрд руб., а в I квартале 2019 г. - на 17,8% до 700 млн руб. В мире меняется культура потребления горячих напитков, появляется «гигантизм», в связи с чем сеть АЗС «Газпром нефть» ввела новый объем горячих напитков - кофе Grand на 400 мл. Также весной 2019 г. в мобильном приложении сети АЗС «Газпром нефть» была запущена услуга персональной настройки кофемашины в телефоне: клиент может сам сформировать свой любимый напиток по разным параметрам: крепость, объем молока или воды.

Российский рынок кофе директор по маркетингу в Восточной Eвропе крупной итальянской кофейной компании Lavazza Марко Барбьери недавно оценивал в 2,2 млрд евро, из них 80% приходится на розничные продажи, 13% - на общепит, остальное - на вендинг. По словам Барбьери, кофе пьют 73% россиян, но более 80% из них предпочитают все же растворимый кофе. Однако российские привычки употребления кофе меняются в сторону более сложных способов приготовления, требующих использования молотого кофе или кофейных зерен, на которые сейчас приходится порядка 20%, цитировал ТАСС Барбьери.

Татьяна Романова


Поделиться в соцсетях: