Ведомости. Как потратить - Что в имени тебе моем…

14 Сентября 2015

Когда я писала это письмо, в США начался судебный процесс с участием Майкла Джордана. Выдающийся баскетболист современности подал иск за незаконное использование своего имени в рекламе какой-то малоизвестной американской торговой сети. Уже и магазина того не существует, да и сама история попахивает нафталином (имя Джордана появилось на рекламной листовке аж в 2009 году), но интрига намечается нешуточная: суду предстоит оценить… имя баскетболиста, то есть по сути стоимость бренда “Майкл Джордан”. А если принять во внимание тот факт, что доходы компании Nike от продажи продукции под именем Jordan составляют около $1 млрд в год (по данным Forbes), даже трудно себе представить, во сколько может быть оценен человек-бренд! Бренд — очень серьезное оружие в руках маркетологов. “…

По сути бренд — это доброе имя чего-либо, предлагаемого публике. …А доброе имя — весьма ценная вещь: оно делает продукцию заметной и не позволяет ей пропасть среди тысяч почти идентичных товаров, произведенных конкурентами, — считают авторы книги "Бренд Америка" Саймон Анхольт и Джереми Хильдрет. — …Наименование бренда кратчайшим путем ведет нас к принятию осознанного решения о покупке…” 

Бренды нуждаются в символах, четко ассоциирующих их с успехом Но даже самые могущественные бренды нуждаются в символах, четко ассоциирующих их с успехом. Это могут быть здания, ландшафты, фильмы, песни и, конечно же, люди. Которые в силу своей красоты/популярности/уникальности одновременно делают имя не только марке, но и стране-производителю! “Главное оружие Америки… — писал Сталин Чжоу Эньлаю еще в 1949 году, — это чулки, сигареты и прочие товары”.

“В конце концов мы победили их с помощью джинсов Levi 501, — заявлял писатель-сатирик П. Дж. О’Рурк в 1994 году, — …72 года идеологической обработки и коммунистической пропаганды заглушил 90-граммовый плеер Sony Walkman”. “Эта мягкая (как правило) форма национализма есть не что иное, как продвижение бренда страны”, — соглашаются те же Анхольт и Хильдрет. 

Несмотря на сложные экономические условия и явное падение покупательского спроса — за первый квартал 2015 года россияне сделали покупок на 42% меньше в натуральном выражении и на 19% в денежном, чем годом ранее, сообщают “Ведомости”, — у нас наблюдается очевидный всплеск интереса к отечественной продукции (см. стр. 88). По данным исследовательского холдинга “Ромир”, практичность одежды “Made in Russia” оценили 29% респондентов, функциональность — 24% и “черта с два сносишь” — 22%. Может быть, на этой волне и опыт Джордана кому-то пригодится? 

Юлия Васильева


Поделиться в соцсетях: