Вести ФМ - Москвичи готовы отказаться от автомобилей

2012-07-30

Социологи утверждают, что москвичи созрели для того, чтобы отказаться от автомобилей и пересесть на общественный транспорт.

Опрос, проведенный среди горожан, подтвердил готовность столичных жителей пожертвовать комфортом и воспользоваться метро или автобусом. Тем более что скорость передвижения таким способом гораздо выше. По последним наблюдениям специалистов, Москва близка к транспортному коллапсу. С каждым днем ситуация все хуже. Что будет с городским транспортом, выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Николай Осипов.

Автомобилисты больше не ценят комфорт и делают выбор в пользу общественного транспорта. Социологи опросили горожан, пытаясь выяснить, что для них лучше - метро или личная машина, и узнали, что более половины москвичей уже давно ездят на своих автомобилях только сезонно, а примерно две трети и вовсе готовы полностью пересесть на автобусы и трамваи или уйти в подземку, выяснили в исследовательском центре "Ромир".

Готовность людей полностью отказаться от личных автомобилей, тем не менее, сомнительна, поскольку все они, отвечая на вопросы, имели в виду, что общественный транспорт будет удобным и комфортным. Сейчас этого сказать нельзя, а значит, перспективы разгрузки столичных дорог очень условны. А кроме того, вероятно, что под опрос попали те, кто психологически в данным момент был готов бросить свой автомобиль, предполагает гендиректор транспортного исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов.

"Дело в том, в опросе указано, что одна его половина была сделана по телефону, а другая половина - на улицах. То есть опросчики, судя по всему, ходили по пробкам, потому что нельзя же спросить у автомобилиста, который едет. Человек, который сидит в пробке какое-то время, естественно, уже готов ответить: "Я готов все бросить и уйти отсюда". Поэтому это, скорее, какой-то психологический кунштюк, нежели опрос, мне так кажется. То есть не совсем репрезентативно получается", - считает Безбородов. Лишь малая часть горожан твердо отказалась уйти в метро - около 5%. В основном это владельцы автомобилей премиум-класса. Безусловно, какая-то часть состоятельных граждан ни под каким видом не полезет в автобус или вагон метро. Но это не такой большой сегмент, продолжает Алексей Безбородов.

К счастью, у нас даже среди небедных граждан пользоваться общественным транспортом не считается зазорным. "Я знаю множество таких людей, которые, опаздывая на встречи, просто не желая томиться в пробке и даже не имея никаких опозданий в будущем, все равно спускались в метро и спокойно ехали. Мы же просто не знаем в лицо большинство состоятельных людей. Ну, едет человек в дорогом костюме в метро. На самом деле я вижу в метро и Brioni, и дорогие часы, и много чего еще", - рассказывает Безбородов.

Перспективы заменить личный автомобиль общественным транспортом вполне реальны, учитывая еще одно исследование, которое провели другие специалисты. Изучив со спутника город, они пришли к выводу, что Москва близка к коллапсу как никогда. Средняя скорость передвижения упала до минимума - около 24 километров час. Пробки можно встретить уже поздней ночью, рассказывает ведущий специалист отдела развития компании GeoLife Михаил Каштанов.

"По итогам первого полугодия мы зафиксировали снижение скоростей на 10%. В прошлом году было 26,6 километра, в этом году - 23,9. Конечно, мы это связываем с растущим парком автомобилей: парк интенсивно растет, а улично-дорожная сеть значительных изменений пока не претерпела. В ближайшие год-два улучшений не будет, потому что вошли в активную фазу работы по изменению дорожной сети. Пока будут эти работы идти, конечно, будет тяжело перемещаться. Дальше будет интересно посмотреть на развитие ситуации. Обещают увеличение скоростей на 15-25% по завершении реконструкции, но не стоит забывать, что парк продолжает расти, и если он будет расти такими темпами, то усовершенствования просто не будут успевать за ростом количеств автомобилей", - справедливо замечает Каштанов.

Многие сомневаются, что к тому времени, когда ремонт завершат, ездить станет проще. Так уже было с Третьим кольцом, которое появилось с огромным опозданием. И это одна из особенностей столицы - любое дорожное улучшение либо происходит с опозданием, либо приводит просто к тому, что свободное пространство на трассе занимают все новые автомобили, то есть просто увеличивается городской парк.

Однако из этой характерной особенности следует и другая - система сама себя контролирует как в сторону увеличения машин, так и в сторону уменьшения, независимо от того, кто и сколько строит дорог и сколько появилось новых машин и жителей, комментирует заместитель главного редактора журнала "За рулем" Вячеслав Субботин.

В общем-то, эта система саморегулируется. Если люди поймут, что реально на поездку на автомобиле можно потратить много времени, значит, они пересядут на общественный транспорт. На самом деле никакого коллапса не произойдет. Он произойдет, только если случится стихийное бедствие: завалит снегом, осадки, землетрясение. Коллапса не будет, потому что насыщенность автомобилями Москвы и области по-прежнему невысока: на тысячу жителей примерно 400 автомобилей. Это мало, в США эта цифра приближается к тысяче на тысячу", - думает Субботин.

При таких соотношениях между числом жителей и количеством автомобилей скоростные показатели на столичных дорогах, конечно, должны были бы быть повыше, чем в Европе и Штатах. Так что строительными и организационными мерами транспортную ситуацию, безусловно, можно улучшить, говорят специалисты, но прорывов ждать не стоит, пробки в мегаполисах были, есть и будут. А о перспективах пересадки водителей на общественный транспорт тоже следует говорить осторожно. Ведь если несколько миллионов автовладельцев однажды оставят свои машины и уйдут в метро, то коллапс скорее случится не на земле, а под ней.

Осипов Николай