Вести ФМ - Поставляли молоко - а тут вдруг крабы. Как поймать за руку реэкспортера?

30 Октября 2014

Россельхознадзор усиливает контроль за продукцией, поставляемой из Белоруссии. Помимо соблюдения санитарных и ветеринарных норм, ведомство интересует происхождение товаров. Особенно тех, которые белорусские производители никогда прежде не поставляли на наш рынок. Как поймать за руку реэкспортера - рассказывает корреспондент радио "Вести ФМ" Виктория Шеина. 

Белорусский камамбер, хамон или крабы - это не шутка и не ошибка. С момента введения санкций некоторые предприимчивые торговцы принялись за переклеивание этикеток. Традиционно европейские товары, таким образом, легализовались через Белоруссию. Но в Россельхознадзоре намерены еще ужесточить контроль за импортом из соседнего государства. Первыми попадают под подозрение предприятия, резко увеличившие объемы поставок, причем тех продуктов, которые прежде никогда не производили. А также малый и очень молодой бизнес - те, кто работают всего несколько месяцев, объясняет помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко. 

"Компании, которые появились после введения санкций, стали поставлять нам продукцию, которую прежде не поставляли. Это значит, что у них нет ни возможностей для их переработки, ни для соблюдения норм и требований, которые предусмотрены нашим законодательством. То есть это предприятия очень высокой группы риска. Чаще всего, это попытка реэкспорта". Из Белоруссии в нашу страну чаще всего везут молоко и молочную продукцию, мясо и овощи. Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов с прямым реэкспортом не сталкивался, но отлично знает его структуру. 

"Есть продукты по молочке, но в основном это рыбная продукция. Есть какие-то случаи попыток транзита овощей и фруктов, но это разовые случаи, и попытки участников рынка использовать Белоруссию как транзитную страну. Они не системные, но для того, чтобы они не превратились в системные, необходимо наладить соответствующий контроль". 

По реестру Россельхознадзора, сейчас поставки рыбной продукции из Белоруссии ведут более 30 компаний, яиц и мяса птицы - более 20, молока и молочной продукции - почти 70 предприятий, и еще более сорока занимаются поставками мяса. Объемы растут, но могут быть еще солиднее, причем в полном соответствии со всеми нормами и договоренностями, рассказывает ведущий консультант, член Совета директоров, советник президента исследовательского Холдинга "Ромир" Игорь Березин. 

"Если организовать производство продуктов и рассматривать поставки из европейских стран как поставки сырья, а на территории Белоруссии будет организовано перерабатывающее производство, то может быть все что угодно, в рамках санитарных норм". 

Потенциал огромен, говорит эксперт. Но заработает лишь то, что будет оправдано временными и финансовыми затратами. Для того,чтобы добиться качества и вкуса некоторых видов французского сыра, нужно и специальное сырье, и оборудование, и уровень мастерства. Белорусским производителям, вполне возможно, в этот сегмент окунаться не стоит. К тому же, ситуацией уже прекрасно воспользовалась Швейцария, сумев в 5 раз увеличить поставки своего сыра в Россию с момента введения санкций. Есть и другие продукты, заниматься которыми в Белоруссии нецелесообразно, считает Игорь Березин. 

"Производство хамона для Белоруссии будет чрезвычайно затратно. Наладить ввоз быков из Испании и в дальнейшем обеспечить налаживание производство мяса - это дорого. Производство осетровых? Цикл составляет больше 6-7 лет. От того, как завести мальков, до момента получения первой икры. Никто не может в Белоруссии запретить у себя завести осетровое хозяйство. Но когда через 7 лет это произойдет - большой вопрос". 

Кстати, переработчики именно рыбной продукции сейчас беспокоятся в Белоруссии больше всего. Поставки в эту страну рыбы из Норвегии с августа увеличились пятикратно. Что делать со всем этим объемом, если контроль Россельхознадзора станет еще жестче? Есть еще одна злободневная тема: кроме реэкспорта в Россию пытаются ввезти фальсификат под видом продукции из соседней страны. По разным оценкам, он составляет до 10% от белорусского сегмента. 

Виктория Шеина


Поделиться в соцсетях: