Вести ФМ - Россияне адаптировались к плохим новостям

2012-11-11

Все больше россиян считают себя состоятельными. За семь лет эта цифра увеличилась втрое. Таковы данные социологических исследований. Граждане перестали бояться роста цен и экономить на повседневных товарах. В чем причина такой тенденции? Об этом Владимир Аверин беседовал с заместителем генерального директора Института экономической стратегии РАН Татьяной Ивановой в студии радио "Вести ФМ". 

Аверин: Здравствуйте. В студии Владимир Аверин. Сегодня мы поговорим о том, как замечательно мы с вами живем. Дело в том, что специалисты исследовательского центра "Ромир" задали россиянам вопрос о том, как их семьи справляются с ростом цен. И выяснилось, что за последние семь лет количество людей, которые вообще не думают о том, как тратить деньги, и могут позволить себе любые траты, выросло аж в три раза и достигло 15 процентов от взрослого населения нашей страны. Бесконечным оптимизмом наполняет лично меня это. Один вопрос только возникает: почему же я и мое ближайшее окружение не вошли в эти 15 процентов? Собственно вот с этим вопросом я и обращаюсь к нашей гостье. У нас в гостях заместитель генерального директора Института экономической стратегии Российской академии наук Татьяна Иванова. 

Татьяна Александровна, здравствуйте. 

Иванова: Добрый день. 

Аверин: Вот, знаете, честное слово, прочитал и подумал: а я-то почему не так живу замечательно, как эти 15 процентов? 

Иванова: В оценке отмеченного в исследовании "Ромира" оптимизма нашего населения, в первую очередь потребительского оптимизма, мы ведь об этом говорим, вот исследование про это, не про общий оптимизм, а потребительский оптимизм, он прямо сквозит сквозь цифры полученные. 

Аверин: Да-да-да, не про то, как вот там радостнее жить... 

Иванова: В этом оптимизме есть свое содержание, здесь же это важно. Есть оптимизм и оптимизм, важно понимать, какие смыслы за этим прячутся. Я вижу много аспектов, но, на мой взгляд, три аспекта являются главными. Они для специалиста бросаются в глаза. Аспект первый в этом оптимизме. Люди не могут расстраиваться до бесконечности, все-таки кризис, он начался в 2008 году, а сегодня 2012 год. 

Аверин: Привычка просто, да? Привыкли. 

Иванова: Да, конечно, привычка, которую можно назвать адаптацией к плохим новостям с экономических фронтов. Не могут расстраиваться до бесконечности. Многие катастрофические прогнозы не оправдались, все происходит похожее, нечто похожее происходит во всем мире, и одновременно катастрофы-то нет, вот да, катастрофы нет. 

 Аверин: Да, и более того, я подхвачу. Во всем мире, ну то есть опять же мы видим, что происходит там в Греции, в Испании, и на этом фоне нам кажется: ну слава богу, слава богу! 

Иванова: Да, у нас еще ничего. Знаете, вот эта фраза обычная: у нас еще ничего. 

Аверин: Да-да-да, у соседа хуже. 

Иванова: Да, и это радует, как всегда, русского человека: у соседа там хата сгорела, а у меня-то всего-навсего огурцы зацепило. Поэтому вот эта адаптация к плохим новостям, она сработала. Человек все-таки, особенно русский человек, это существо оптимистичное, дадим себе как бы отчет в этом во всем. Поэтому плохие новости вот не смущают больше. Жизнь продолжается, и для людей она выражается в потреблении, это же так по-человечески понятно, вот эта радость. Второй аспект. Мы живем все-таки в терминах и законах общества потребления, в которое Россия просилась еще в 90-х годах, там можно долго на эту тему рассуждать. 

Аверин: Но факт остается фактом. 

Иванова: Да, но законы этого общества потребления действуют сегодня в России. А главными технологиями общества потребления являются реклама и маркетинг - мощные индустрии, которые особенно активизируются в кризис. Они же направлены на то, чтобы в конце концов сформировать потребителя, который полноту жизни, динамику жизни ощущает только потребляя. Потребляю - значит существую. 

Аверин: То есть ты переходишь к все более дорогому товару, и это свидетельство того, как жизнь удалась. 

Иванова: Да, да, жизнь удалась, она развивается, это есть некая позитивная динамика в жизни. Да, конечно, как вот было отмечено в исследовании "Ромира", от дорогостоящих мы стали как бы отказываться все-таки, но это больше тоже не является для людей катастрофой. Это уже следующий аспект, я как-то перескочила, пока вот по технологиям. Действительно, развиваются новые форматы торговли, это визуально заметно. В кризис они тоже руководствуются законом оптимистическим, что кризис кризисом, а продавать-то надо, просто нужно менять технологии и методы. 

Аверин Владимир