Вести ФМ - Время битвы за покупателя. Как изменились предпочтения россиян

2014-11-27

Большинство россиян стараются не экономить на молоке, сыре, мясе, морепродуктах, шампунях и детском питании. А вот хлопья, салатные заправки, жвачку и газировку могут купить и по самой низкой цене. Они уверены, что качество будет примерно таким же, как и у дорогих аналогов. 

К такому выводу пришли исследователи международной компании "Нилсен", проанализировав ситуацию на рынке. Также выяснилось, что 40% жителей нашей страны не покупают продукцию, которую производят сами торговые сети, считая ее низкосортной. При выборе одежды подавляющее большинство отдает предпочтение импорту. Эти и другие результаты исследования внимательно изучила корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич. 

В супермаркете большинство из нас ориентируется четко, на каких полках - то, что нужно, а в какие отделы лучше не заглядывать. Однако в последнее время списки пристрастий скорректировались. Россияне вынуждены определяться: на чем стоит экономить, а от чего - и вовсе отказаться. В числе последних - всевозможные сладкие йогурты, желе, глазированные сырки и прочие мелочи, которые дают серьезную прибавку в счете, но не являются жизненно необходимыми. 

Есть продукты, без которых не обойтись, но пересмотр идет в сторону более дешевого аналога. Это растительные масла, фрукты, овощи, газировки, майонез. Приоритет - за российским. А вот к продукции совсем дешевой отношение настороженное. Особенно к продукции собственных марок сетей. 40% даже не рассматривают ее в качестве альтернативы. Это тот случай, когда "привлекательная цена" не привлекает, говорит ведущий эксперт исследовательского холдинга "Ромир" Игорь Березин. 

Покупатели считают, что они достойны лучшего. "Они позиционируются для граждан со средними и невысокими доходами. Такие граждане и покупают эти марки". Для сетей, у которых не берут их собственную продукцию, которая иногда бывает вполне приличной, это серьезный сигнал о том, что экономить стоит на упаковке, рекламе и продвижении товара, но не на качестве, говорит эксперт по розничной торговле "Retail Training Group" Елена Комкова. Это отпугивает покупателя. 

"Видимо, то, что идет падение интереса к частной марке, говорит о том, что они снизили контроль качества, возможно, снизили представленность линейки, привлекательность упаковки, наличие товара. Видимо, в погоне за сохранением цены (сейчас действительно идет рост цен) они были вынуждены сократить качество, что привело к падению лояльности покупателей и переключению на другие бренды". 

Сейчас то время, когда ретейлерам за покупателя стоит биться, говорят эскперты. Идет оптимизация потребительской корзины. Покупатели выбирают между супермаркетами, урезают статьи расходов и пересматривают даже виды мяса, масла, сыра. Эти продукты из рациона не уйдут, но место покупки и производитель могут поменяться, говорит Игорь Березин.

"Переключаются по категориям - с говядины на свинину, со свинины на птицу, что и вызвало, собственно, ажиотажный спрос. Что касается сыров из Европы, они подверглись серьезным ограничениям на ввоз, россиянам пришлось переключаться и смотреть, что им может отечественный производитель предложить". 

Единственное, в чем пристрастия остаются незыблемыми, это одежда, косметика, бытовая техника, средства гигиены. Здесь большинство россиян - за импорт. Считается, что вещи, сделанные за рубежом, надежнее, качественнее, престижнее. Впрочем, эксперты замечают, что многие из столь любимых у нас импортных товаров давно уже производятся в России под зарубежным брендом. Просто россияне в это не вникают. 

Марина Костюкевич