Vesti.Ru - Расходы россиян упали как никогда раньше

15 Марта 2016


Всего 499 рублей потратил в феврале 2016 г. среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин, что на 13,5% меньше, чем в январе. Подобного резкого падения среднего чека не наблюдалось никогда за все годы измерений, заявили в исследовательском холдинге "Ромир". 

По сравнению с февралем прошлого года падение оказалось чуть меньшим - 12,5%. Фактически размер среднего чека вернулся к состоянию двухлетней давности. Рекордное падение средний чек показал в крупных городах - пятисоттысячниках и миллионниках - где он опустился до рекордно низких значений за все годы наблюдений. Также самые большие потери понес средний в чек в гипермаркетах, показав в феврале беспрецедентно низкое значение за четыре последних года.

Индекс "Среднего чека", как и другие индексы - потребительской активности (ИПА) и "Кофе с Молоком" (КсМ) - рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10 тыс. покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении. 

В феврале текущего года средний чек буквально обвалился по всем показателям. Однако поводов для паники нет. На фоне растущих общих расходов на повседневные товары сокращение среднего чека говорит только о том, что россияне стали больше разнообразить свои походы по магазинам. Они ходят за покупками чаще и в большее количество магазинов, в каждом из них оставляя меньшие суммы, чем месяцем ранее. Но по общему итогу они тратят больше. 

Средний чек похудел во всех регионах. Лидерами по сокращению чека стали Северо-Западный, Центральный и Дальневосточный ФО, где чек за месяц потерял 17-21%. На юге страны, в Поволжье и на Урале средний чек похудел приблизительно на 10-11%. И спокойнее всего чек вел себя в Сибири, где потери в единоразовых затратах составили всего 4,5%. 

В ощутимом снижении размера среднего чека в северо-западном регионе виноваты, безусловно, питерские покупатели, которые сократили единоразовые траты в магазинах сразу на 16% по сравнению с январем. Таким образом, средний чек в северной столице после январских 810 рублей оказался на отметке в 680 рублей. Однако он по-прежнему превосходит московский показатель. Так, в столице средний чек по итогам февраля получил значение в 661 рублей, что на 13% меньше январского значения. 

В других типах городов средний чек тоже показал небывалые провалы. Так, с миллионниках чек похудел в феврале относительно января на 13% и вернулся к показателю на только двухлетней давности, но и вообще сравнялся со значением начала 2012 г. В городах с населением от 500 тысяч до миллиона человек чек в феврале оказался на 13,4% меньше, чем в январе. В первом месяце года чек в этом типе городов показывал рекордно низкие значения. Февральский же результат оказался беспрецедентно низким - за четыре последние года наблюдений средний чек в пятисоттысячниках ни разу не опускался так низко. В городах с населением от 100 до 500 тысяч средний чек в феврале сократился на 14,2% по сравнению с январем. Его значение оказалось идентично показателям конца 2012 и 2013 годов. 

Сильнее всего размер среднего чека по итогам февраля просел в гипермаркетах и дискаунтерах, потеряв по 15,8% относительно январских значений. Особенно отметим потери гипермаркетов, где средний чек не опускался ниже тысячи рублей с конца 2013 г. И вот такой момент опять наступил - в среднем покупатели оставляли в прошедшем феврале на кассе гиперов всего 887 рублей. Это вообще самый низкий показатель за последние четыре года. Предыдущий антирекорд равнялся 888 рублям в июне 2013 г. 

В супермаркетах и магазинах традиционной торговли также было отмечено ощутимое снижение среднего чека - более чем на 14%. Аналогичные размеры чеков в этих каналах последний раз отмечались в середине 2014 года. 

История вопроса 

Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 тыс. россиян, 4 тыс. домохозяйств в 56 городах с населением более 100 тыс. человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.


Поделиться в соцсетях: