За рулем - Потребность России в автомобилях еще далека от насыщения

2013-06-06

Городская Россия обеспечена автомобилями на 70%, причем четверть семей имеет два автомобиля и более. При этом потенциал спроса на автомобили в России остается еще очень высоким. Таковы данные исследования, проведенного холдингом «Ромир». Около половины российских семей имеют в собственности хотя бы один автомобиль. Причем среди горожан этот процент выше: 73% респондентов имеют в своих семьях, по крайней мере, один автомобиль. 

Любопытно, что среди холостых и особенно разведенных горожан значительно меньше автовладельцев, чем среди тех, кто живет в законном или гражданском браке. Треть респондентов владеют новым автомобилем (до 3-х лет). В этой группе преобладают иномарки - 25% против 8% отечественных авто. Более четверти семей владеют автомобилем, выпущенным 3-5 лет назад. В этой группе также преобладают (75%) иностранные автомобили. Возраст и «гражданство» авто напрямую зависят от дохода семьи. 

Так, среди респондентов с низким уровнем дохода 60% владеют отечественным автомобилем и только 40% - иностранным. А среди семей с высоким уровнем дохода 23% имеют отечественный автомобиль (более половины в качестве второго) и 92% - автомобиль иностранного производства. Такая же ситуация с возрастом автомобиля. Только 10% семей с низким доходом имеют автомобиль моложе трех лет. 

Среди семей с высоким уровнем достатка таких 40%. И наоборот, автомобилем старше 6 лет владеют 72% семей невысокого достатка и только 42% семей с высоким уровнем дохода. На момент проведения опроса (май 2013 года) каждый восьмой участник опроса (13%) собирался приобрести новый (для своей семьи) автомобиль в течение ближайшего года. Это позволяет оценить потенциальный спрос на уровне около 4 млн шт. 

При этом по прогнозам Комитета автопроизводителей АЕБ (объединяющего крупнейших производителей и автодилеров) в 2013 году на российском рынке будет реализовано чуть меньше 3 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Так что ни о каком насыщении рынка (о чем так любят говорить производители и дилеры) со стороны спроса речи не идет. Возможно, производителям следует задуматься о структуре предложения, учитывающего профиль основной группы потребителей, и пересмотреть свою сбытовую политику. 

В опросе приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек, в 8 федеральных округах.