За рулем - Реформы ОСАГО. Предварительные итоги

26 Июня 2015

Сегодня в МИА «Россия сегодня» прошел круглый стол по прошедшим реформам ОСАГО. С предварительными итогами поделился исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Он сообщил, что ОСАГО становится более клиентоориентированным и надежным. Данные РСА говорят об увеличении размера среднего размера выплаты с 33 до 42 тыс.руб (это стало возможным благодаря увеличению лимита выплат по железу в октябре 2014 года и по здоровью в апреле 2015 года). 

Генеральный директор Ромир Ольга Горелова отметила, что рост выплат заметили и сами автовладельцы. Согласно всероссийскому опросу (1200 человек в июне 2015 года) 55% опрошенных в ДТП не попадали и не заметили роста выплат. 20 % роста выплат не заметили, тогда как 26 % сообщили об увеличении выплат. Кроме этого, сократилось и количество споров между потерпевшими и страховыми компаниями по суммам выплат. Это стало возможным, благодаря принятию Единой методики расчета стоимости восстановительного ремонта. 

Генеральный директор Ромир, Ольга Горелова В мае были обновлены ценовые справочники (80 млн. наименований), а также подготовлены дополнения по расчету УТС (утраты товарной стоимости). Сейчас это позволяет повысить точность расчета стоимости ремонта поврежденного автомобиля. Исследование Ромир это подтверждают. 40% опрошенных считают, что эта мера сократит количество споров, 25 % считают эту меру долгожданной, 21 % уверены, Единая методика «придушит» мошенников, но будет полезной для самих страхователей. 

Евгений Уфимцев полагает, что Единая методика позволит сократить количество судебных споров. Число судебных решений не будет превышать 7-9%. Уже сейчас наблюдается тенденция к снижению судебных решений. В 4-м квартале выплаты по решению судов составляли 22,2% от общего числа, по итогам первого квартала уже 14.8%. Статистика выплат по судебным решениям. Данные РСА 

Помимо Единой методики, снижение количества судебных решений в РСА связывают с введением прямого возмещения убытков (ПВУ), когда пострадавший обращается в свою страховую компанию. Страховщики заинтересованы в том, чтобы автовладелец не уходил в другую компанию. Уменьшение судебных дел связано еще и с обязательным претензионным порядком разрешения споров. Если пострадавший не согласен с суммой выплаты, он обязан обратиться сначала к страховщику, чтобы решить этот вопрос миром. Как правило, такие моменты сторонам удается урегулировать на этапе переговоров. 

Напомню, что обязательный досудебный порядок разрешения споров по суммам выплат будет действовать до 2017 года. Еще один позитивный момент, это продажа полиса ОСАГО через интернет. Продажа электронных полисов стартует уже 1 июля 2015 года. Пока возможность приобрести Е-полис будет у тех, кто продлевает предыдущие договоры. А с осени эта возможность будет предоставлена всем желающим. Уже сейчас к системе электронных продаж подключились 22 страховые компании, занимающие 82% рынка. 

По данным Ромир, 71 % опрошенных считают электронные продажи ОСАГО самым важным изменением. Это должно решить проблему доступности полисов в регионах. По мнению докладчиков, ситуация на рынке ОСАГО меняется в лучшую сторону. 29 % автовладельцев считают, что ОСАГО улучшается, 23% заметили ориентированность на водителя. Отношение к ОСАГО При этом владельцы транспортных средств видят, что проблемы ОСАГО власть видит и решает их. В том числе и РСА занимается надзорной деятельностью. Надзорная деятельность РСА Но помимо надзорных функций, которыми в основном все же занимается регулятор ОСАГО - ЦБ РФ, РСА плотно работает со страховщиками. 

Так, к примеру, в настоящее время разработаны новые правила профессиональной деятельности страховых компаний на рынке ОСАГО. Теперь, при покупке полиса можно смело записывать процесс на видео. Это поможет потребителям доказать нарушение прав. Полагаю, что это также поможет нам привести рынок ОСАГО в цивилизованное русло. Снимать на видео можно! Конечно, мы все ждем изменений таких, чтобы ОСАГО стал во-первых, доступней, во-вторых, компенсация должна быть не меньше европейских аналогов. Уверен, со временем мы к этому придем. Правда, ожидать снижения тарифов, к сожалению, не приходится. 

По мнению заместителя по страховым рейтингам агенства Эксперт РА Натальи Данзурун, реальная убыточность в 2015 году составит 101% (при повышении качества услуги). Но в 2016 году, с учетом корректировки стоимости запчастей, реальная убыточность страховщиков в 2016 году составит 102%. Заместитель по страховым рейтингам агентства Эксперт РА, Наталья Данзурун В РСА также прогнозируют убытки страховых компаний Финансовый прогноз РСА по ОСАГО. По словам Андрея Кинякина, управляющего партнера Akteon Asset Management, те реформы, которые были проведены и будут проводится оправданы, как и повышение тарифов. 

Без существенного улучшения работы страховых компаний добиться расположения автовладельцев не получится. Только качественный сервис и достаточная компенсация пострадавшим изменит отношение потребителей к ОСАГО, уверен эксперт. Управляющий партнер Akteon Asset Management, Андрей Кинякин Я, со своей стороны, надеюсь, что реформы ОСАГО позволят действительно навести порядок. И ожидаю, что уже до конца года уйдут в прошлое не только навязывание дополнительных услуг, но и недоплаты по страховым случаям. Еще хотелось бы, чтобы страховщики больше развивали такое направление страховых выплат, как ремонт транспортных средств на станциях технического обслуживания. 

Сергей Смирнов


Поделиться в соцсетях: