Россияне увеличили повседневные расходы за счёт трат на подготовку детей к школе

15 Сентября 2011

Подготовка к школе удалась: доля непродовольственных товаров в повседневной корзине выросла в 1,5 раза

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств*, номинальные расходы россиян** на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в августе 2011 возросли на 4% по сравнению с июлем этого года. Это самый скромный августовский рост за последние четыре года. Три предыдущих года август показывал рост к июлю на 8-11%. Но, необходимо учесть, что июль этого года выдался очень «жарким» с точки зрения повседневной потребительской активности.

В сравнении с августом 2010 года повседневные расходы россиян выросли более чем на четверть (27%) - это является вторым по высоте показателем за последние полтора года. Свою роль сыграл и фактор низкой базы: объем повседневных расходов горожан в августе 2010 года был относительно невысоким из-за экстремальной жары. Но, даже в сравнении с относительно спокойным августом 2009 года и с учетом высокой инфляции (20-25% за два года), реальные потребительские расходы на товары повседневного спроса оказались в августе 2011 на 3-6% выше, чем двумя годами ранее. По сравнению же с прошлым годом рост реальных расходов на повседневные товары составил 13-15%.

График 1. Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса
100%= январь 2008-го года

Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса

Источник: Ромир Гэллап Интернешнл

Наиболее активно потребительские расходы росли в городах-миллионниках - в августе они возросли к июлю на 6-7%. В Москве рост расходов к июлю этого года составил около 4%, а в городах с населением менее миллиона жителей – всего лишь на 1-2%. По сравнению с августом прошлого года во всех городах зафиксирован значительный рост расходов.

У семей с невысокими доходами повседневное потребление выросло в августе по сравнению с июлем на 7%. У респондентов со средними и высокими доходами – только на 3%. Это объясняется тем, что среди обеспеченных горожан выше доля тех, кто проводит август вдали от дома – в других регионах страны, у моря, за границей. По сравнению с августом прошлого года во всех доходных группах потребителей зафиксирован значительный и достаточно равномерный рост повседневных расходов – на 23-29%.

График 2. Динамика стоимости среднего чека.
100% = январь 2008-го года


Динамика стоимости среднего чека
Источник: Ромир Гэллап Интернешнл

При каждом походе в магазин россияне тратили немного больше, чем в июле. Размер среднего чека в августе 2011 вырос на 5% по сравнению с июлем и вернулся на уровень марта этого года. В Москве он вырос на 5%, в городах с населением более миллиона жителей – на 3%. А в городах с населением менее миллиона – на 8,5%.

Кроме того, россияне ходят за покупками все чаще, это особенно заметно при сравнении годовых показателей. По сравнению с августом прошлого года номинальные расходы выросли на 27%, при этом средний чек вырос лишь на 14%. Это говорит об увеличении количества и/ или частоты посещений магазинов, что укладывается в парадигму рационального, экономного поведения при совершении повседневных покупок россиянами. Размер среднего чека можно назвать условно стабильным уже на протяжении двух лет. Исключениями за этот период стали только декабри 2009 и 2010 (резкое увеличение размера среднего чека, связанного с предновогодними покупками) и июль 2010 (резкое снижение среднего чека, объясняемое экстремальными погодными условиями).

Подготовка к школе удалась: в августе доля непродовольственных товаров в повседневных покупках россиян (без учета оплаты услуг и приобретения одежды и бытовой техники) выросла почти в 1,5 раза - с 26% до 37%. Доля продуктов питания снизилась с 74% до 63%. Все это результат подготовки к новому учебному году, когда в повседневных расходах возрастает доля школьных товаров.

По данным опроса, проведенного исследовательским холдингом Ромир в августе этого года, родители планировали потратить на подготовку своих детей к новому учебному году на 18-20% больше денег, чем в прошлом году. Очевидно, что эти планы были реализованы и даже перевыполнены, поскольку расходы на непродовольственные товары повседневного спроса возросли практически на 30% по сравнению с августом прошлого года.

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Ромир основана на данных потребления 8,5 тысяч потребителей, репрезентирующей покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 500 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Ромир. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров.

Ромир – крупнейший независимый российский холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. По данным российской Гильдии маркетологов, признан лучшей исследовательской компанией в России. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Благодаря обширному опыту и уникальной региональной сети, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах, Ромир гарантирует высокое качество собранных данных


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: