Дефлятор впятеро превысил инфляцию

2018-02-22

Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя. Как и в предыдущие годы, в первом месяце текущего года значение дефлятора резко пошло вверх. Так, за месяц показатель личной инфляции вырос сразу на 1,6% относительно декабря при официальном значении инфляции по данным Росстата в 0,3%.  То есть дефлятор более чем в впятеро превысил значение официальной инфляции, что нельзя назвать рекордом. В прошлом году фиксировалось также пятикратное превосходство дефлятора, за год до этого – тройное. Объясняются январские скачки дефлятора новогодним обновлением цен на привычные товары.  В этом году, в частности, свою лепту в общий рост цен в январе внесли фрукты и овощи, алкоголь и сигареты, лекарства. Также росту дефлятора способствовали продолжающие повышаться цены на бензин.  

Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центральных банков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями.

В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин.

*(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).

 

Как и в предыдущие годы, в первом месяце текущего года значение дефлятора резко пошло вверх. Так, за месяц показатель личной инфляции вырос сразу на 1,6% относительно декабря при официальном значении инфляции по данным Росстата в 0,3%.  Напомним, что в январе прошлого года и значения дефлятора и инфляции были вдвое выше нынешнего января и составляли 3,2% и 0,6% соответственно  (см. Диаграмму 1). Кстати, скачки дефлятора в январе стали уже традиционными. Причем каждый раз значение дефлятора кратно превосходит значение инфляции. Так, в прошлом году значение дефлятора также впятеро превысило показатель официальной инфляции, в январе 2016 года  -  втрое, а в начале 2015 года – вдвое.

Диаграмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Январь 2017 – январь 2018.

Ежемесячное сравнение дефлятора

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

Диаграмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. Данные с учетом января 2018.

Сравнение дефлятора реальных потребительских

Источник: Romir Scan Panel, Росстат

В чем же связаны такие скачки дефлятора в январе каждого нового года? В общем-то, факторы роста дефлятора из года в год схожи, но с некоторыми нюансами. В росте дефлятора виноваты, в первую очередь, растущие цены, которые россиянам приходится платить за привычные товары и продукты.

Так, например, в 2016 году рост значения личной инфляции был обусловлен расширением продуктовых санкций, увеличением курсов валют, что привело к росту цен на импортные товары. Общим итогом стало общее подорожание продуктов на 10%. В прошлом году также отмечался рост цен на  продукты (+7%) и на алкоголь (+12%). Кроме того, в январе были проиндексированы товары ЖКХ, подорожавшие на 1,1%.

В этом же году рост дефлятора объясняется исключительно ростом цен на товары в среднем на 4% относительно декабря. В частности, наибольший вклад в подорожание продуктов внесли  повысившиеся цены на фрукты и овощи (от 4% до 15% на некоторые виды). В январе относительно предыдущего месяца подорожали алкоголь (+5,8%) и сигареты (+5,9%), а также лекарства (+3,5%). Внесли лепту в рост дефлятора и продолжающие повышаться цены на бензин. В январе рост цен на топливо составил 0,5% относительно декабря прошлого года (см. Диаграмму 3).

Диаграмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Январь 2017 – январь 2018.

Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары

Источник: Ромир, Romir Scan Panel

Учитывая опыт последних трех лет, когда фиксировался резкий скачок дефлятора в январе, в феврале россияне обычно переходят в режим строгой экономии, чтобы компенсировать финансовые затраты января. Например, в предыдущие два года в феврале дефлятор снижался на -0,3% относительно январского значения. Однако с учетом высокой базы января полностью отыграть резко выросший дефлятор никогда не удавалось. То есть по традиции в начале года личная инфляция будет оставаться существенно выше официальной.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.