Индекс "Кофе с молоком" продолжает снижаться

16 Августа 2012

 

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ) в июле 2012 года вырос по сравнению с июнем почти на 4% и составил 675 пунктов. По сравнению с июлем 2011 года рост индекса составил 5%. А по сравнению с экстремально жарким июлем 2010 – на 17%. Динамика индекса КсМ в январе-июле текущего года подтверждает тенденцию к существенному снижению темпов инфляции на продовольственном рынке.  

 

В апреле 2012 года Ромир начал регулярно выпускать новый индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитываемый, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. 

Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме он-лайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 32 городах России с населением от 100 тыс. жителей. 

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством. 

Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян. 

Рост индекса в июле по сравнению с июнем произошел на фоне снижения средних цен приобретения всех продуктов, входящих в индекс на 1-2%. Однако это было многократно компенсировано повышением средних натуральных объемов приобретения всех продуктов, входящих в индекс (кроме шоколада) на 7%. 

Таким образом, можно говорить о том, что россияне на удовольствиях не экономят, тратя приблизительно те же суммы, что и в предыдущие месяцы. А в количественном выражении россияне стали покупать даже больше ингредиентов, входящих в состав набора «простых удовольствий», хотя и по более экономичным ценам. 

 В Москве индекс КсМ вырос на 8% и составил 820 пунктов. В столице наблюдалось существенное снижение средних фактических цен бутилированной воды и шоколада – на 6,5% и 4,5%, но зато на 4% подорожал кофе. Объемы же потребления воды и кофе выросли сразу на 13%, а молока и шоколада – на 1,5% и 5% соответственно. 

В других крупных городах тенденции были разнонаправленными. В результате среднее значение индекса по 30 городам выросло за месяц всего на 2%. На 3% снизились цены на воду, но на 4% выросли на кофе. Выросло потребление молока (на 11%), воды и кофе (на 4-5%), но снизилось потребление шоколада (на 3,5%). 

Диаграмма 1. Динамика индекса «Кофе с молоком». Январь 2010 – июль 2012. 

Динамика индекса Кофе с молоком

Данные: Ромир, Romir Scan Panel 

 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: