Как россияне относятся к возможному запрету на ввоз импортного алкоголя
В начале апреля США ввели против России новые санкции, обрушив фондовый и валютный рынки. Россия пообещала жесткий ответ и подготовила соответствующий законопроект. Его первоначальная редакция, в частности, предусматривала ограничение импорта в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, алкоголя, табака и лекарств, а также запрет компаниям с долей иностранного капитала свыше 25% участвовать в приватизации и оказывать госструктурам консалтинговые и аудиторские услуги.
Исследовательский холдинг Ромир в конце апреля текущего года провел опрос* среди российских потребителей алкоголя с целью выявления отношения россиян к потенциальному запрету / ограничению ввоза и продажи импортной алкогольной продукции.
Выяснилось, что более 70% опрошенных не выказывают поддержки подобной инициативе властей: 42% опрошенных относятся к ней отрицательно, и еще 29% российских потребителей алкоголя не имеют четкой позиции в вопросе ограничений или запрета на ввоз импортной продукции либо относятся к этой инициативе нейтрально. Доля отрицательно относящихся к запрету закономерно выше среди потребителей импортного алкоголя – 50%. В той или иной степени поддерживают возможный запрет на импорт алкоголя чуть более четверти россиян (28%).
Отрицательное отношение к инициативе властей на запрет ввоза импортного алкоголя вызвано, в первую очередь, опасением появления некачественной / контрафактной продукции (42%), а также ожиданием роста цен на отечественные товары (34%) и навязанным ограничением выбора (34%) (см. Гистограмму 1).
Гистограмма 1. Причины отрицательного отношения к запрету ввоза импортного алкоголя. Представлены ответов респондентов, относящихся отрицательно либо нейтрально к идее алкогольного эмбарго.
Источник: Ромир, апрель 2018
При этом половина аудитории (51%), положительно реагирующей на возможный запрет, мотивирована идеей поддержки отечественного производителя. Основная причина одобрения запрета – благотворное, по мнению поддерживающих запрет, влияние на российскую экономику. Вместе с тем, только каждый третий опрошенный (31%) видит в подобном эмбарго эффективный ответ на недавно введенные санкции. Еще чуть более четверти поддерживающих запрет (28%) надеются, что подобная мера снизит общий уровень потребления алкоголя в стране, что позитивно скажется на здоровье граждан.
Более половины критиков ответных санкций признаются, что эмбарго на импортный алкоголь существенно повлияет на их потребление. Группы положительно и нейтрально относящихся к запрету в основной массе отмечают, что ограничение ввоза не повлияет на их потребление алкогольной продукции.
В частности, треть (33%) среди тех, чье потребление изменится в случае ввода запрета, готовы перейти на напитки российского производства, а более четверти (27%) планируют искать альтернативные варианты приобретения импортной продукции (см. Гистограмму 2). Так, основную альтернативу россияне видят в самостоятельном или через друзей \ знакомых ввозе импортного алкоголя из-за границы.
Гистограмма 2. Если запрет / ограничение на ввоз импортного алкоголя все же будут введены, скажите, как это повлияет на Ваше потребление / покупку алкоголя? Представлены ответы тех, чьем потребление алкоголя изменится в случае ввода запрета.
Источник: Ромир, апрель 2018
2 из 5 россиян (41%), критикующих запрет, не готовы заменить импортный алкоголь российским в силу более низкого качества (55%), вкусовых характеристик (48%) и общего отсутствия альтернативы на российском рынке (47%). При этом возможное приобретение нелегальной продукции в условиях алкогольного эмбарго воспринимается отрицательно двумя третями (65%) респондентов, а 78% считают это небезопасным. Однако вероятность приобретения нелегальной продукции в условиях запрета на ввоз и продажу импортного алкоголя допускают 25% опрошенных, причем выше доля подобных ответов среди критикующих запрет – 35%.
В целом стоит отметить, что импортный алкоголь на данный момент пользуется бо́льшей популярностью среди населения в таких категориях, как вино, виски, ром, вермуты и ликеры. Водку и пиво российские потребители все же предпочитают от отечественного производителя. В частности, россияне объясняют свои предпочтения импортной алкогольной продукции доверием качеству и привлекательному вкусу напитков.
*В исследовании методом онлайн-интервью приняли участие 2000 человек в возрасте от 18 лет и старше, потребители импортного и\или российского алкоголя различных категорий (вино, пиво, крепкий алкоголь). Выборка репрезентирует взрослое население России по федеральным округам, типам населенных пунктов, половозрастным характеристикам, согласно данным Росстата.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 50 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: