Личная инфляция вдвое ниже официальной
Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя. В июне значение дефлятора вышло из минусовой зоны, но все же оказалось ниже показателя официальной инфляции. Так, по итогам первого летнего месяца дефлятор получил значение в 0,3% при официальном показателе инфляции в 0,6%. Таким образом, накопленные с начала года значения дефлятора (1,2%) и инфляции (2,3%) разошлись почти вдвое по итогам первого полугодия. Значение дефлятора ниже инфляционного говорит о том, что россияне продолжили заниматься интенсивным шопингом. Посещая большее число магазинов, в каждом они выбирают товары по наиболее привлекательным ценам. Судя по всему, в июне они предпочли подорожавшим картошке и капусте подешевевшие огурцы и помидоры.
Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центральных банков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями.
В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.
Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин.
*(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).
В июне значение дефлятора вышло из минусовой зоны в плюс, но все же оказалось ниже показателя официальной инфляции, рассчитанной Росстатом. Так, по итогам первого летнего месяца дефлятор получил значение в 0,3%, тогда как показатель инфляции – 0,6% (см. Диаграмму 1). Таким образом, накопленное значение дефлятора с начала года поднялось до отметки в 1,2%, а официальная инфляция достигла показателя в 2,3% (см. Диаграмму 2). Разрыв между значениями дефлятора и инфляции продолжает усиливаться. Если месяц назад он составлял 0,7%, то по итогу полугодия значение инфляции почти вдвое превосходит показатель дефлятора.
Диаграмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Июнь 2016 – июнь 2017.
Источник: Romir Scan Panel, Росстат
Диаграмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. Данные с учетом июня 2017.
Источник: Romir Scan Panel, Росстат
Официальные ведомства в своих отчетах об июньской инфляции сетовали на неожиданное подорожание плодоовощной продукции в начале лета. В частности, говорилось о существенном подорожании картофеля, капусты, свеклы, моркови, яблок, апельсинов – в среднем на 20%. То есть все эти овощи и фрукты при отсутствии пока еще нового урожая пришлось импортировать. Зато четверть цены в июне потеряли помидоры и огурцы.
Судя по всему, россияне в первом летнем месяце перешли с дорогостоящей картошки и капусты на подешевевшие помидоры и огурцы. Из Диаграммы 3 видно, что на рост дефлятора в июне оказало влияние повышение цен на бензин на 1,3%. Зато привычные повседневные товары и продукты россияне покупали по той же цене, что месяцем ранее – рост составил всего 0,1%.
Диаграмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Июнь 2016 – июнь 2017.
Источник: Ромир, Romir Scan Panel
С учетом общего роста расходов россиян в июне при выросшем всего на процент среднем чеке дефлятор, получивший значение ниже официальной инфляции, свидетельствует о том, что россияне продолжают заниматься интенсивным шопингом. Они посещают большее число торговых точек, в каждой выбирая товары по наиболее привлекательным ценам.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.
*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: