Мобильной дороговизной россиян теперь не удивишь

2012-09-12

Ромир продолжает публиковать результаты исследования о стиле пользования мобильной связью. В ходе опроса было установлено, что для большинства россиян мобильные телефоны давно утратили статусность. В первую очередь, мобильные телефоны сегодня являются инструментом общения с друзьями и близкими (85%) и оказывают помощь в делах и работе (66%). Исследователи разделили всех пользователей мобильной связью на три группы в зависимости от практикуемой ими интенсивности пользования мобильными телефонами. Оказалось, что представители этих групп по разному относятся к своим мобильным гаджетам и, соответственно, предъявляют разные требования при выборе телефона. 

В опросе приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 18 до 50 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч и выше, из 8 федеральных округов. Выборка репрезентирует взрослое, экономически активное городское население России. 

Поясним сразу, что для анализа нижеописанных вопросов исследователи разделили всех респондентов на три группы в зависимости от частоты и интенсивности пользования ими мобильной связи. 

- «Пассивные пользователи» – пользуются телефоном до получаса в сутки. Чаще всего имеют по 1 телефонному аппарату и относятся к нему крайне утилитарно. 

- «Активные пользователи» – пользуются телефоном от получаса до 3-х часов в сутки. Достаточно часто имеют в обиходе два аппарата, больше всего следят за новинками и сразу покупают новую версию своей марки телефона. 

- «Телефонозависимые» - пользуются телефоном от 3-х часов в сутки и больше. При этом нередко используют сразу три телефона в течение дня. Среди представителей этой группы также больше всего владельцев смартфонов, в т.ч. Apple iPhone. 

Итак, на вопрос, чем на сегодняшний день является мобильный телефон, ответы россиян распределились следующим образом. 

Диаграмма 1. Что для Вас означает мобильный телефон? (%) 

Что для Вас означает мобильный телефон

Источник: Холдинг Ромир, август 2012 

Как видно из диаграммы 1, в первую очередь мобильный телефон – это средство для общения с друзьями (85%). Причем инструментом поддержания связи с друзьями и близкими телефон в одинаковой степени называют респонденты всех возрастов, с различным уровнем образования и дохода, с различной частотой и интенсивностью пользования мобильной связью. 

Две трети респондентов (66%) ответили, что мобильный телефон оказывает им помощь в делах и в работе. Причем значительно чаще (81%), чем в среднем по выборке, такой вариант ответа давали горожане, которые пользуются мобильными телефонами от 3 часов в сутки и более. 

Так называемые телефонозависимые россияне также в большей степени (39%), нежели среднестатистические пользователи (23%), рассматривают свой телефон как средство для развлечений – для просмотра видео, прослушивания музыки, игр. 

Красивым аксессуаром считают телефон 7% участников опроса. Несколько чаще об этом заявляют молодые люди 18-24 лет. С тем, что телефон может подчеркивать статус владельца, согласны 4% респондентов. Причем среди гиперактивных пользователей мобильной связью такого мнения придерживаются 8% опрошенных. 

В ходе исследования респондентам предлагалось дать оценку различным высказываниям о стиле пользования и отношения к мобильным телефонам. Анализ полученных ответов также проводился по трем группам респондентов (см. таблицу ниже). 

Стиль пользования и отношение к мобильному телефону

 *Оранжевым выделены показатели значимо выше среднего по выборке, голубым – значимо ниже среднего по выборке. 

Источник: холдинг Ромир, август 2012 

Пассивные пользователи не стремятся быть на пике «мобильной» моды – не следят за новинками и не бросаются ее приобретать после премьеры модели (10% при среднем показателе по выборке в 16%). Те, кто пользуется телефоном до получаса в день, также не одержимы стремлением быть всегда на связи. Они также значительно реже, чем в среднем по выборке используют телефон для ведения дел - оплаты товаров и услуг, контроля за банковскими счетами. Пассивные пользователи даже после покупки нового телефона старый не списывают окончательно со счетов – а вдруг еще пригодится. Ведь пассивные мобильные россияне не считают, что их телефон должен производить особое впечатление на окружающих. 

Активные пользователи, поскольку являются яркими представителями среднестатистической группы, в вопросе отношения к мобильным телефонам показывают результаты близкие к средним данным по выборке (см. таблицу). Единственным значимым исключением является пункт о возможности вести дела с помощью мобильного телефона – оплачивать товары и контролировать банковские счета. Активные пользователи в двух случаях из трех (66%) при среднем показателе по выборке в 57% считают такую возможность значимой. 

В этом с ними солидарны и так называемые «телефонозависимые» пользователи. Для тех, кто проводит с телефоном в руках более 3 часов в сутки, мобильный гаджет является и инструментом связи, и средством для ведения дел, в т.ч. через онлайн-банкинг. Как уже отмечалось выше, гиперактивные пользователи чаще, чем в среднем, используют свои телефоны для развлечений. И в связи с такой высокой интенсивностью пользования мобильными телефонами, представители этой группы значимо чаще, чем остальные респонденты, отмечают свое бережное отношение к аппаратам – используют защитные пленки или носят в чехлах (66%), а также украшают свои телефоны брелками или наклейками (29%). 

При выборе мобильного телефона для «телефонозависимых» пользователей значимо важнее, чем для других, получить качественный цветной экран для просмотра видео и развлечений, а так же иметь возможность передачи данных через Wi-Fi. 

В целом же к новым телефонам респонденты в первую очередь предъявляют следующие требования. Мобильный телефон должен синхронизироваться с компьютером и иметь качественный цветной экран для развлечений и просмотра видео – эти характеристики назвали по 46% респондентов. Красивый внешний вид аппарата важен для 42% респондентов (среди них преобладают женщины и молодежь). 

Телефон должен иметь качественные динамики, чтобы его можно было использовать в качестве аудио-плеера (38%). Каждому третьему респонденту необходимо наличие wi-fi в телефоне. Почти треть респондентов выбирают телефон с сенсорным экраном. Для 7% респондентов важно, чтобы телефон выглядел дорого (наибольшую важность данный параметр представляет для молодежи – 13%).