Отношение автомобилистов к модернизации системы ОСАГО

30 Марта 2018

Холдинг Ромир в феврале текущего года провел вторую волну исследования в целях выявления отношения автомобилистов к модернизации системы ОСАГО, в частности, к либерализации тарифов, необходимость которой признают уже и ЦБ РФ, и Минфин РФ. Проведенная в ноябре 2017 года первая волна исследования показала, что значительная часть автовладельцев поддерживает либерализацию тарифов. Вторая же волна подтвердила, что таких людей становится все больше.

Так, на 5% выросло число тех, кто положительно относится к изменениям, направленным на либерализацию (58% во второй волне опроса против 53% - в первой). На 4% больше стало автовладельцев, которые считают, что либерализация позволит улучить ситуацию на рынке ОСАГО (48% в феврале 2018 года против 44% в ноябре 2017 г.). Также на 4% выросло число тех, кто считает, что справедливый тариф снизит стоимость ОСАГО для добросовестных водителей и увеличит для «лихачей»: в ноябре согласных с этим утверждением было 64% от числа опрошенных, в феврале – уже 68%. При этом 71% считает, что сейчас добросовестные водители платят за недобросовестных и за тех, кто злоупотребляет правом.

Вторая волна исследования также продемонстрировала, что число автовладельцев, которая винит в нынешнем кризисе ОСАГО недобросовестных водителей и криминальных автоюристов, растет. Причем по отдельным вопросам число респондентов, осуждающих «автоюризм», выросло с момента предыдущего опроса в несколько раз. Так, например, в четыре раза больше автомобилистов, чем в первую волну опроса (8% против 2%), заявляют, что никогда не будут прибегать к услугам автоюристов.

Автолюбители негативно относятся к нарушителям: водителям, находящимся в состоянии алкогольного опьянения (95%), водителям, создающим аварийные ситуации своими маневрами и нарушениями ПДД (94%) и т.н. «шашечникам», т.е. водителям, которые постоянно маневрируют между потоками машин без подачи соответствующего сигнала (90%). Большинство водителей считают, что автоюристы наживаются на чужих проблемах (51%) и создают проблему рынку и другим автовладельцам (27%).

Результаты второй волны исследования также показывают, что число людей, воспринимающих ОСАГО как важный для водителей вид страхования, выросло почти вдвое по сравнению с ноябрем 2017 года (с 23% до 42%), как «данность» воспринимает «автогражданку» 41% ответивших (против 21% во время предыдущего опроса).

О важности ОСАГО для автомобилистов чаще говорили респонденты из Дальневосточного федерального округа, который считается неблагополучным из-за чрезмерной активности недобросовестных посредников: в 2017 году сумма накладных расходов в судах, т.е. выплат, не имеющих отношения непосредственно к ремонту транспортных средств, в округе составила 976 млн. руб., тогда как сумма основного требования была почти на 110 млн. руб. меньше. Это является главным индикатором деятельности криминальных автоюристов.

Около трети опрошенных (30%) согласны с мнением о том, что ОСАГО позволяет обеспечить страховую защиту. Значимо чаще данный тезис также поддерживали водители Дальневосточного федерального округа, например, с этим утверждением согласно 64% опрошенных в Амурской области, 42% респондентов Камчатского края и 38% - в Приморском крае.

«Половина опрошенных водителей (50%) уверена, что ОСАГО находится на курсе улучшения. Причем доля таких автолюбителей выросла с момента последнего опроса в конце прошлого года на 6 п.п., - поясняет генеральный директор «Ромир Мониторинг Стандарт» Ольга Горелова. - В целом по результатам второй волны исследования можно говорить о положительной тенденции изменения отношения  автомобилистов к ОСАГО, а также осведомленности и поддержки процессов либерализации тарифов».

53% согласились, что ОСАГО стало более клиентоориентированным (в первую волну опроса таких ответов было 50%). Об улучшении своего отношения к ОСАГО за последние два года в феврале 2018 г. говорили 18% респондентов против 14% в ноябре 2017 г.

Половина опрошенных согласилась с предположением, что если система ОСАГО не изменится, то рост тарифов неизбежен, причем он будет происходить на основе субъективной оценки в зависимости от экономической ситуации в стране.

Гистограмма 1. На Ваш взгляд, к чему приведут предложенные изменения ОСАГО? Динамика доли согласных с утверждением, в сравнении с данными первой волны.Изменение ОСАГО

Источник данных: Ромир, ноябрь 2017 - февраль 2018

Введение справедливого тарифа, как меру борьбы с автоюристами, рассматривает 41% опрошенных, что на 6% больше, чем во время предыдущей волны опроса. Система ОСАГО, по мнению участвовавших в исследовании, в настоящее время слишком доступна для различных нечестных схем обогащения (39%). Об этом чаще, чем в других регионах, говорили водители Приволжского федерального округа (47%), который считается одним из самых «токсичных».

Говоря о том, какие изменения в ОСАГО необходимы, 62% опрошенных называют либерализацию тарифов (или введение свободного тарифа с усилением конкуренции между страховщиками), введение персонифицированного тарифа. 81% респондентов поддерживает введение индивидуального тарифа по ОСАГО. Респонденты также часто (45%) называли среди необходимых мер зачистку рынка от недобросовестных автоюристов и совершенствование e-ОСАГО (40%). В среднем число сторонников этих мер выросло на 2-5%.

В сравнении с первой волной исследования, наблюдается почти 10%-ное снижение доли автолюбителей, считающих, что выгоднее не покупать страховку, а заплатить штраф за ее отсутствие (с 49% до 30%), то есть можно надеяться, что число водителей, ездящих без полиса, будет сокращаться. 

 

*В рамках исследования было опрошено 1500 респондентов, автовладельцев, заключивших договор ОСАГО со страховыми компаниями. Опрос проводился в городах с численностью населения свыше 100 тысяч человек. В выборку исследования включены все федеральные округа РФ, все типы населенных пунктов. Первая волна исследования была проведена в ноябре 2017 года.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: