Россияне увеличили потребление шоколада в сентябре

18 Октября 2012

 

Индекс Кофе с Молоком (КсМ) в сентябре 2012 года вырос по сравнению с августом на 1,5% и составил 653 пункта. По сравнению с сентябрем прошлого года рост индекса составил 4,5%, а с сентябрем 2010 – на 14%. Но интересен даже не сам пока небольшой, но закономерный рост по окончании летней жары и сезона отпусков. Интересно перераспределение пропорций продуктов, входящих в индекс. Сентябрьский рост, например, был обусловлен значительным увеличением потребления россиянами шоколада. Как же еще себя побаловать с наступлением осени? 

 

 В апреле 2012 года Ромир начал регулярно выпускать новый индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитываемый, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме он-лайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 32 городах России с населением от 100 тыс. жителей.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством. Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». 

Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян. 

Рост индекса КсМ в сентябре произошел исключительно за счет увеличения потребления шоколада - сразу на 25%. Потребление кофе и молока практически не изменилось. А вот объем потребления бутилированной воды снизился по сравнению с августом сразу на 12,5%. «Благодарить» за это следует необычно прохладную погоду в первой половине сентября на европейской части страны. 

В сентябре продолжилось снижение средней реальной цены приобретения кофе. На 2,5% по сравнению с августом и на 8,5% по сравнению с июнем этого года. По сравнению с сентябрем прошлого года кофе обходится россиянам на 2% дешевле. Цены остальных продуктов, входящих в индекс, изменились незначительно. 

Распределение продаж продуктов, входящих в индекс, по основным каналам распространения в сентябре претерпело некоторые изменения. Выросла доля гипермаркетов. Это результат раннего окончания дачного сезона в этом году. Снизалась доля супермаркетов в продаже воды и шоколада. Снизилась доля дискаунтеров в продаже воды и кофе; но выросла в продажах шоколада. Снизилась доля магазинов, торгующих через прилавок в продажах кофе (очень значительно – конец дачного сезона) и шоколада, но выросла в продажах бутилированной воды. 

В Москве индекс КсМ вырос в сентябре на 6,5% по сравнению с августом и составил 785 пунктов. В августе он, правда, резко снижался (ровно на 10%). В Москве немного снизилось натуральное потребление бутилированой воды (на 4%) и кофе (на 6%) на фоне роста цен на него на 5%. Рост потребления шоколада составил 36% по сравнению с августом. В других крупных городах тенденции были разнонаправленными. В результате среднее значение индекса по 30 городам снизилось за месяц всего на 1% - до 600 пунктов. 

Цены на продукты, входящие в индекс, снизились в регионах на 1-2%. Объемы потребления кофе и молока не изменились. Бутилированной воды – снизились на 16%, шоколада – возросли на 20%. 

Диаграмма 1. Динамика индекса «Кофе с молоком». Январь 2010 – сентябрь 2012. 

Динамика индекса Кофе с молоком

Источник: Ромир, Romir Scan Panel 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: