Повседневные расходы небогатых россиян в августе заметно выросли
Локальные значения Индекса покупательской активности увеличились во всех регионах, кроме Центральной России. Но в целом по стране показатель Индекса остался на прежнем уровне за счёт сокращения трат двух других доходных групп, а также некоторого снижения цен на продовольственные товары.
Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*, в августе повседневные расходы россиян остались на том же уровне, что и месяцем ранее (Подробнее) (см. Рисунок 1). Индекс покупательской активности (ИПА) жителей страны не меняется уже три месяца, с июня. Стоит отметить, что подобная тенденция продолжается второй год. Летом 2017 показатели ИПА также были фактически на одном уровне – в июне и июле они были чуть выше значений этого года, а в августе 2017 и 2018 года полностью совпали.
Рисунок 1. Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса, 2012-2018 гг.
Реальные, то есть очищенные от инфляции, траты россиян в августе оказались выше, чем в аналогичном периоде 2012 и 2016 года, но ниже, чем в 2013, 2014, 2015 и 2017 году (см. Рисунок 2).
Рисунок 2. Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса, 2012-2018 гг. (значения, очищенные от инфляции)
Стоит отметить, что по сравнению с июлем практически не изменился и средний чек – в августе он снизился на символические 0,2%. Тем не менее доля затрат на продукты в перечне повседневных расходов россиян выросла почти на 4% (с 46% в прошлом месяце до 49,8%). Очевидно, что после сезона отпусков люди возвращаются в привычный график и перераспределяют расходы, отказываясь от сезонных трат в пользу покупок в продуктовых магазинах. Однако за счёт того, что по официальным данным, цены на продовольственные товары (в первую очередь, на овощи и сезонные фрукты) снизились на 0,4%, а инфляция за месяц оказалась нулевой, показатель ИПА также не продемонстрировал роста.
Регионы
Лидером по увеличению трат на товары повседневного спроса стал Южный федеральный округ. Его жители нарастили расходы на 7,8% по сравнению с предыдущим месяцем. На Урале затраты на покупки поднялись на 2,4%, в Приволжском федеральном округе и центре России - на 0,6%. Жители Северо-Запада страны, напротив, сократили свои расходы на 1,6%. На Дальнем Востоке и в Сибири уменьшение трат составило 0,6%.
По сравнению с августом прошлого года показатель Индекса увеличился почти во всех регионах. Более всего - так же в Южном и Уральском округе – на 4,8% и 4,1% соответственно. В Северо-Западном округе рост составил 3,3%, в Поволжье 2,4%, в Сибири и на Дальнем Востоке – 0,6%. Из общего ряда выбился только Центральный федеральный округ – здесь показатель Индекса снизился на 4,4%.
Города
Самый большой рост Индекса покупательской активности показали города с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек – 4,8%. В «миллионниках» показатель увеличился на 3,0%, а в городах с населением до 500 тысяч, напротив, упал – на 3,9%.
Эти данные соответствуют тенденции прошлого года – тогда города с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек продемонстрировали рост ИПА на 6,3%, «миллионики» - на 5,3%. Жители менее крупных городов в августе 2017 года сократили расходы на 4,7%.
Что касается двух столиц, то их жители в августе оказались довольно скромны в своих тратах. Москвичи увеличили покупательскую активность на 0,8%. В Санкт-Петербурге расходы остались на прежнем уровне. По сравнению с прошлым годом показатель Индекса в Москве снизился на 4,4%, а в северной столице, напротив, ощутимо вырос – на 7,3%.
ИПА: доходные группы
В августе значительно выросли повседневные расходы людей с низкими доходами – на 8,1%. Остальные группы продемонстрировали обратную динамику. Траты граждан со средними доходами снизились на 0,7%, с высокими - на 1,3%.
По сравнению с августом прошлого года расходы группы с низкими доходами увеличились ещё больше – на 9,6%. У двух других категорий населения повседневные затраты сократились: у тех, кто располагает средними доходами на 4,5%, у обладателей высокого дохода – на 0,7%.
Смотрите также:
Россияне в июле заметно сократили расходы на продукты
Названы основные продукты, в которых россияне готовы себя ограничить
Средний чек достиг минимальных показателей за два года
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян (15 000 домохозяйств в 220 городах), репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, которые они приносят домой. Данные в онлайн-режиме поступают в базу данных скан-панели и обрабатываются автоматически.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и СНГ, география исследований охватывает более 50 государств.
Пресс-служба Ромир
Тел.: +7 (495) 988 60 81
Моб.: +7 (926) 519 66 13
pressa@romir.ru
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: