Треть россиян отказалась этой осенью от запланированных крупных покупок

2011-12-08

Осенью 2011 года треть россиян отказались от запланированных ранее крупных покупок.

Исследовательский Холдинг Ромир провел в конце ноября 2011 года всероссийский опрос, чтобы узнать, отказались ли россияне (или члены их семьи) от каких-то крупных покупок, запланированных ранее на осень 2011 года. Во всероссийском опросе приняли участие 1000 жителей городов России с населением от 100 тысяч человек и выше, из 8 федеральных округов, в возрасте от 18 до 60 лет и старше.
По результатам исследования выявлен достаточно высокий уровень потребительского беспокойства, тревоги и неуверенности. Треть участников (33%) опроса признались, что от каких-то крупных покупок, запланированных на осень 2011 года, им пришлось отказаться. Доля таких респондентов меньше, чем в ноябре 2008 (46%), когда Ромир проводил аналогичный опрос, однако близка у опасному уровню, который может начать оказывать негативное влияние на экономическую динамику.
Четверть участников опроса (24%) заявили, что их семьям не пришлось отказываться ни от каких запланированных покупок. Еще 23% участников, сказали, что у них и не было в планах на осень никаких крупных покупок, так что им и отказываться ни от чего не пришлось. Каждый пятый участник исследования (20%) затруднился ответить на этот вопрос.

График 1. Отказались ли Вы или члены Вашей семьи от каких-либо крупных покупок, запланированных на осень 2011 года?
Отказ от крупных покупок
Источник: Ромир Gallup International, ноябрь 2011

От каких именно крупных покупок отказывались россияне? 15% участников исследования заявили, что им пришлось пересмотреть свои планы относительно приобретения автомобиля. Это не означает, что продажи автомобилей вот-вот рухнут. Ведь ежегодно приобретают новый или подержанный автомобиль не более 15% от общего числа российских семей. Скорее, эти данные надо трактовать так: некоторые потребители, планировавшие поменять автомобиль на новый не через привычные 3-4 года, а раньше – от этой идеи отказались. Возможно, «вторая волна» автомобильного бума, поднявшаяся в середине прошлого года, если не на исходе, то на паузе.
В 2008 году 13% участников аналогичного опроса заявили, что отказались от покупки автомобиля. Но, на самом деле, бум на рынке автомобилей продолжался практически до конца года. И 2008 пока остается рекордным по продажам как по количеству – почти 3 млн. шт. новых автомобилей, так и по деньгам – почти 70 млрд. долл. А вот в 2009 году рынок автомобилей действительно рухнул вниз в два раза по количеству и в 2,5 раза по деньгам.

График 2. От чего именно Вам пришлось отказаться?
Крупная покупка, от которой пришлось отказаться
Источник: Ромир Gallup International, ноябрь 2011

Каждый восьмой респондент (12%) сообщил, что в их семьях осенью этого года не стали делать ремонт в квартире, менять окна, двери или устанавливать сантехнику, кондиционер. Эти данные также объяснимы. Ремонт в квартире, замена окон или установка кондиционера – это работы, которые, как правило, долго обдумывают, часто откладывают и делают только в случае крайней необходимости. Как было летом 2010 года, когда экстремальная жара подтолкнула резко вверх спрос на кондиционеры. Как и в случае с автомобилями, скорее речь может идти о замедлении темпов роста, чем о реальном сокращении потребления.
Осенью 2008 об отказе от строительных или монтажных работ заявили 16% участников исследования. А вот заметного снижения рынка стройматериалов в 2009-м году не произошло. Поддержку продажам оказали те потребители, которые поняв, что переезда в новое жилье в ближайшие годы точно уже не произойдет, занялись «косметическими ремонтами» в своих жилищах. Преимущественно – собственными силами.
Каждый десятый (10%) респондент сказал, что отказаться пришлось от приобретения туристических путевок, поездок на отдых. И это притом, что в течение года такие поездки совершают не более трети россиян (45-48 млн. человек), а на осенний период приходится не более 15-17% от общего числа поездок.
В 2008 об отказе от поездок на отдых также заявили 10% участников исследования. Но год завершился на мажорной ноте. 11,3 миллионов заграничных поездок на отдых и более 30 миллионов – по России. В 2009 количество зарубежных поездок сократилось на 17%, а внутренних – на 10%. Но уже в 2010 году показатели 2008-го были превзойдены. Более 12 млн. поездок за границу и 35 млн. – по России. В 2011 году цифры, скорее всего, будут выше еще на 10%.
10% опрошенных заявили об отказе от покупки крупных предметов или комплектов мебели (в 2008 - 11%). 9% не стали покупать дорогую одежду типа шубы из натурального меха, кожаного пальто и т.д. (в 2008 – 11%).
9% перенесли на лучшие времена покупку крупной бытовой техники (в 2008 – 11%), а 7% - компьютера, ноутбука или другой оргтехники (в 2008 – 9%).
И, наконец, 7% отказались от приобретения ювелирных украшений. В 2008-м такой ответ дали только 4% респондентов. Последнее место у ювелирных украшений не потому, что от них труднее всего отказаться, а потому, что их реже всего планируют к приобретению.

Игорь Березин, ведущий консультант Холдинга Ромир:
- Общий вывод, который можно сделать на основе представленных данных: россияне в конце ноября 2011 года были настроены весьма неоптимистично относительно приобретения товаров длительного пользования. И если эти настроения не переменятся и начнут оказывать заметное влияние на реальное поведение потребителей на рынках товаров длительного пользования, как это было три года назад, то эти рынки эти уже в первом полугодии 2012 года ждут нелегкие времена. В этих условиях экономическим властям стоило бы озаботиться не только тем, чтобы удержать объективные показатели: курс валюты, экономический рост, рост номинальных доходов, занятость, инфляцию в области положительных значений, что, конечно очень важно. Но и о том, чтобы погасить нарастающую волну потребительского беспокойства, тревоги и неуверенности.

Ромир – крупнейший независимый российский холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. По данным российской Гильдии маркетологов, признан лучшей исследовательской компанией в России. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Благодаря обширному опыту и уникальной региональной сети, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах, Ромир гарантирует высокое качество собранных данных.