Расходы растут, но медленно

2010-10-27

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе исследовательской платформы SCIF, расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в сентябре 2010-го года оказались на 10% выше, чем в сентябре 2009-го года (График №1). С учетом разогнавшейся до 15-20% в годовом выражении сентябрьской инфляции и номинального роста потребительских доходов на те же 10% (сентябрь 2010-го к сентябрю 2009-го) можно было бы сделать вывод о стагнации реальных потребительских расходов. Однако, сравнение с августом и июлем текущего года (которые в свою очередь оказались самыми провальными с точки зрения динамики повседневных покупок месяцами за последние 3,5 года) показывает достаточно положительную динамику. Так, по сравнению с августом повседневные расходы россиян возросли в сентябре на 6%, а по сравнению с июлем – на 15%. Что позволяет сделать вывод о том, что восстановление потребительской активности, наблюдавшееся с весны 2010-го года на рынках товаров длительного пользования распространилось в начале осени и на рынки продуктов питания, и непродовольственных товаров повседневного спроса.

Восстановление потребительской активности носит достаточно равномерный характер, как по основным наблюдаемым доходным группам, так и по типам населенных пунктов. Это позволяет сделать осторожный вывод о том, что мы имеем дело скорее с формированием новой тенденции, чем с ситуационным всплеском. Еще один аргумент в пользу этого мнения – рост стоимости среднего чека. Примерно половина сентябрьского прироста расходов объясняется ростом размера среднего чека. Вторая половина прироста произошла за счет увеличения частоты совершения покупок. Увеличение частоты совершения покупок товаров повседневного спроса, в свою очередь, объясняется разнообразием мест совершения этих покупок, различных форматов розничных точек, посещаемых жителями крупных городов в поисках «лучшего ценового предложения».

После снижения доли расходов на продукты питания в общих повседневных расходах россиян (без учета крупных покупок и оплаты услуг) в августе 2010-го года до 61%, что объяснялось подготовкой к новому учебному году, она в сентябре вернулась к привычным 73% (График №2). На непродовольственные товары повседневного спроса пришлось 27% от повседневных расходов.

График №1. Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса
100% = соответствующий месяц предыдущего года.
Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса
Источник: Исследовательская платформа SCIF “Ромир”

График №2. Доля продовольственных товаров в общем объеме повседневных покупок.
100% = все затраты на покупки продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса за каждый месяц
Доля продовольственных товаров в общем объеме повседневных покупок
Источник: Исследовательская платформа SCIF “Ромир”

*Ромир – индекс покупательской активности– инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе исследовательской платформы SCIF (Shopper-Centric Information Flow)**, который отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов.
Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более.

** Исследовательская платформа SCIF (Shopper-Centric Information Flow) основана на данных панели домашнего потребления 3000 домохозяйств (8520 индивидуальных потребителей), репрезентирующей покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 500 тысяч человек. В Москве панель представлена 1000 домохозяйств (2800 индивидуальных потребителей). Участники панели сканируют штрих - коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных SCIF.
Данные платформы SCIF детально показывают, какие товары, где, когда, по какой цене, кем и для кого покупаются. SCIF предоставляет подробную информацию о покупках, покупателях (тех, кто принимал решение о покупке), потребителях (для кого был куплен тот или иной товар), а также торговых точках (типе, статусе, расположении, виде обслуживания и пр.)