Ромир: индекс свободных денег россиян выравнивается в феврале

13 Марта 2023

«Ромир» (входит в М-Холдинг) в рамках ежемесячного анализа потребления россиян публикует Индекс свободных денег (ИСД). «Свободные деньги» в контексте данного исследования – это денежные средства, которые остаются у домохозяйства после покупки продуктов питания, товаров повседневного спроса, оплаты жилищно-кммунальных, транспортных и других услуг.

Исследование на основе Единой панели данных «Ромир»* показало, что в феврале 2023 года после основных трат в кошельке россиянина осталось 26% свободных денег, что на 3 п.п. меньше, чем в январе (29%).

Индекс свободных денег составил 76%, что по сравнению с предшествующим месяцем меньше на 11% (10 п.п.). По отношению к февралю 2022 года (ИСД – 94%) индекс ниже на 19% (18 п.п.).

Для расчета индекса за 100% принят показатель января 2019 года.

«В феврале доля свободных денег традиционно снижается на несколько процентов в связи с выходом на обычный режим потребления, а также с праздничными тратами к 23 февраля и 8 марта. Если в январе доля свободных денег резко возросла, так как люди сохраняли средства после затратного новогоднего периода, то теперь индекс выравнивается и вернулся к уровню ноября предшествующего года», – отметила директор бизнес-направления «М-Ромир» Ксения Пайзанская.

Методика

Индекс «свободных денег» рассчитывается как разница между доходами домохозяйства и затратами на необходимые товары и услуги. Средние доходы домохозяйств определяют на основе собственных расчетов Ромир и Росстата. Затраты на необходимые товары и услуги рассчитываются на основе Единой панели данных «Ромир»*.

Доходы домохозяйства складываются из регулярных и разовых денежных поступлений, получаемых всеми членами домохозяйств (семей) из различных источников:

  • заработная плата с различными начислениями и доплатами;
  • пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • доходы от операций с личным имуществом;
  • другие виды доходов.

 

Для расчета индекса «свободных денег» все затраты домохозяйств были разделены на две группы по степени важности для обеспечения жизнедеятельности домохозяйств: необходимые (первоочередные) и желательные (вторичные). Основным фактором при распределении затрат по данному признаку является степень свободы домохозяйства в распределении расходов на удовлетворение тех или иных нужд и потребностей. В случае с необходимыми (первоочередными) затратами у домохозяйств свобода выбора отсутствует, поскольку данный вид расходов необходим для обеспечения элементарной жизнедеятельности домохозяйства.

К необходимым (первоочередным) относятся затраты на следующие виды товаров и услуг:

  • продукты питания;
  • непродовольственные товары повседневного спроса;
  • жилищно-коммунальные услуги;
  • бытовые услуги;
  • медицинские услуги;
  • услуги пассажирского транспорта;
  • услуги связи;
  • обязательные платежи.

Вторичные затраты могут осуществляться и перераспределяться по желанию членов домохозяйств, исходя из их текущей потребности. В качестве примера желательных (вторичных) можно привести затраты на следующие виды товаров и услуг: движимое и недвижимое имущество (квартира, дача, автомобиль и т.п.), одежда, мебель, бытовая техника, развлечения, платные образовательные услуги, услуги учреждений культуры, путешествия, денежные сбережения, алкоголь, а также другие виды товаров и услуг.

*Трекинг осуществляется на базе Единой панели данных «Ромир» с участием только верифицированных россиян. Выборка панели репрезентирует население городов России с численностью более 10 тысяч человек.

Пресс-служба «Ромир»
Тел.: +7 (495) 011-00-07, +7 (926) 519-66-13
E-mail: pressa@romir.ru

«Ромир» с 1987 г. специализируется на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Входит в «М-Холдинг».

Ссылка на «Ромир» обязательна. Текстовая, аналитическая и визуальная информация является интеллектуальной собственностью «Ромир» и его провайдеров. «Ромир» не несет ответственности за действия, предпринятые на основании данной публикации.

 


Поделиться в соцсетях:

Подписаться на рассылку: