Более двух третей россиян имеют сбережения
Половина россиян считают, что «сбережениями» можно назвать сумму, начиная от двух средних месячных заработных плат по стране (около 50 тысяч рублей). С ростом дохода поднимается граница, за которой простая «заначка» превращается в «сбережения».
В опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающие как в городах, так и в сельской местности во всех 8 федеральных округах.
В марте 2012 года Холдинг Ромир провел исследование о сберегательном поведении россиян (см. пресс-релиз от 09.04.2012 "Поверили в рубль"), в ходе которого выяснилось, что впервые за 20 лет более 70% россиян завили о наличии сбережений, причем более 80% из них хранят накопления только в рублях.
После этого исследователи Ромир решили уточнить, что же россияне считают сбережениями, начиная с какой суммы обычная «заначка» переходит в этот более высокий статус, и провели в апреле 2012 года дополнительный опрос на эту тему.
И как показали результаты опроса, почти четверть наших соотечественников (23%) считают, что уже 15-25 тысяч рублей можно назвать минимальной суммой семейных сбережений. Так ответили 22% мужчин и 24% женщин; 25% граждан моложе 25 лет и 28% тех, кто старше 60 лет; 25% обладателей среднего образования и 19% - высшего. 29% представителей семей с низким уровнем дохода, и 14% - с высокими доходами.
Еще четверть участников исследования в качестве такой суммы назвали 35-50 тысяч рублей. В том числе: 23% мужчин и 26% женщин; 20% граждан моложе 25 и 30% тех, кто старше 60 лет; 24% обладателей среднего образования и 26% - высшего. 31% представителей семей со средним и 22% с высоким уровнем текущего дохода.
Таким образом, половина опрошенных в качестве минимального размера сбережений назвали сумму, не превышающую двух средних месячных заработных плат по стране. (Согласно последним данным Росстата, средняя заработная плата в России в апреле 2012 года составила 26 тысяч рублей).
Диаграмма 1. Какую минимальную сумму вы лично считаете "сбережениями", а не просто "заначкой"?
Источник: Холдинг Ромир, апрель 2012
Чуть более четверти участников исследования (26%) начинают отсчет сбережений с 75-100 тысяч рублей. Так считают: 25% мужчин и 27% женщин; 27% граждан моложе 25 и старше 60 лет; 26% обладателей среднего образования и 27% - высшего. 31% представителей семей со средним и 24% с высоким уровнем текущего дохода.
150 тысяч рублей представляются минимальным объемом сбережений для 6% респондентов. В том числе: 5% среди мужчин и 7% женщин; 4% граждан моложе 25 и 5% среди тех, кто старше 60 лет; 7% обладателей среднего образования и 6% - высшего. 5% представителей семей со средним и низким, 7% - с высоким уровнем текущего дохода.
Еще 7 % считают такой суммой 250 тысяч рублей. 8% мужчин и 6,5% женщин; 8% граждан моложе 25 и 6% тех, кто старше 60 лет; 7% обладателей среднего образования и 8% - высшего. 6% представителей семей с низким и 10% - с высоким уровнем текущего дохода.
Каждый восьмой (13%) полагает, что о семейных сбережениях можно говорить, начиная лишь с полумиллиона рублей. Такой ответ дали 16% опрошенных мужчин и 10,5% - женщин; 18% граждан 25-35 лет и 5% тех, кто старше 60 лет; 11,5 тех, у кого среднее образование и 15% - у кого оно высшее; менее 10% граждан с низким и средним уровнем семейного дохода и 23% обладателей высоких доходов.
Таким образом, фактором, оказывающим наибольшее влияние на оценку минимального уровня с которого начинаются сбережения, а не «просто заначка до получки», является текущий располагаемый семейный доход.
Диаграмма 2. Распределение ответов на вопрос о минимальном уровне сбережений в зависимости от текущего дохода семьи.
Источник: Холдинг Ромир, апрель 2012
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: