Средний чек в октябре показал стабильность
В октябре средний чек отметился стабильностью, потеряв менее рубля (-0,04%). Таким образом, он оказался равен 558 рублям. За год же средний чек вырос на 7 рублей или 1,3%, в связи с чем продолжил рост, но медленнее годовой инфляции.
После сентябрьского снижения средний чек практически не изменился. За месяц его размер снизился лишь на 0,2 рубля (0,04%), достигнув уровня в 558 рублей. (см. Гистограмму 1). Однако, за год размер среднего чека вырос. По сравнению с октябрем прошлого года чек прибавил 7 рублей или 1,3%. Если же рассматривать данный показатель в сравнении со средним скользящим за последние 12 месяцев, то средний чек оказался ниже на 0,4% или на 2 рубля.
Гистограмма 1. Динамика чека, в рублях.
Источник данных: Romir Scan Panel, январь 2015 – октябрь 2019
«Падение или рост среднего чека в целом по рынку не связано с падением или ростом покупательной способности. Это в большей степени следствие агрессивной маркетинговой игры, которую торговые точки обычно развязывают на рынке в канун новогодних праздников», – говорит президент исследовательского холдинга Ромир, доктор социологических наук Андрей Милехин.
По его словам, средний чек может быть разным из-за конкуренции, например между сетевиками. И это, на фоне стремления потребителей оптимизировать расходы: они ищут самые выгодные ценны, экономят, посещают несколько магазинов в поисках выгодных предложений.
«Я бы посоветовал смотреть годовую динамику среднего чека, который, кстати, растет медленнее годовой инфляции: сумма в чеке, как и в прошлом году в это же время, однако товаров можно купить меньше», - уточняет Андрей Милехин.
Средний чек в октябре сократился в трех округах (см. Карту 1). Так, снижением отметились Сибирский ФО (-0,25%), Приволжский ФО (-0,61%) и Северо-Западный ФО (-1,13%). Остальные регионы, наоборот, показали рост данного показателя: Центральный ФО (+0,03%), Южный и Северо-Кавказский ФО (+0,03%), Уральский ФО (+1,78%) и Дальневосточный ФО (+4,89%), который падал в прошлом периоде.
Карта 1. Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.
Источник: Romir Scan Panel, октябрь 2019
Динамика среднего чека в Москве более умеренная, чем в прошлом периоде, а падение против прошлого года стало менее значительным: чек потерял лишь 1,71%. Против прошлого периода наблюдается небольшой рост (+0,4%). Средний чек в Санкт-Петербурге существенно снижается (-2,4%) после роста в сентябре (что, в целом характерно для октября), но динамика против прошлого года остается положительной: +0,19%.
В других мегаполисах динамика среднего чека за месяц оказалась почти нулевой: уже третий месяц подряд средний чек в миллионниках находится на приблизительно одном уровне. В полумиллионниках чек в октябре также практически не изменился. Это же мы наблюдаем и в стотысячниках: в разрезе месяца чек отметился нулевой динамикой.
Отрицательная динамика в изменении среднего чека была отмечена в октябре в крупных торговых каналах. В гипермаркетах чек за месяц потерял 21 рубль или 2,5%, а в супермаркетах он сократился на 2 рубля или 0,4%. Средний чек продолжает падать в гипермаркетах: это самое низкое значение Октября за последние годы. В дискаунтерах чек, наоборот, прибавил (+4 рубля или 1,3%), также, как и в магазинах традиционной торговли (+10 рублей или 4,1%).
За год же средний чек вырос почти во всех каналах, за исключением гипермаркетов (-3 рубля или 0,3%). Наибольший рост был отмечен в магазинах, торгующих через прилавок, - 6,6% (16 рублей в денежном выражении). В супермаркетах и дискаунтерах чек за год прибавил 23 рубля (+6,1%) и 20 рублей (+6,0%) соответственно.
Методика
Индекс среднего чека демонстрирует динамику среднего значения стоимости покупок российских потребителей в абсолютном (денежном) и процентном выражении. Индекс рассчитывается ежемесячно с 2012 года на основе данных панельного исследования Romir Consumer Scan Panel и описывает размер единовременных трат россиян, проживающих в городах с численностью населения 100 000 жителей и более.
*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, география исследований охватывает более сорока государств.
Пресс-служба
Тел.: +7 (495) 011-00-07 (доб. 444)
Моб.: +7 (926) 519-66-13
pressa@romir.ru
Поделиться в соцсетях:
Подписаться на рассылку: